Мозг новорожденного имеет массу приблизительно 1/3 от массы мозга взрослого человека. При этом мозг новорожденного содержит в себе приблизительно 100-200 миллиардов нейронов, из которых впоследствии может отмереть 20-80 % от общего количества нейронов, в зависимости от региона их расположения. Почему так происходит?
В первый год жизни происходит так называемый переход от количества к качеству, и качество это определяется не количеством нейронов, а количеством образованных дендритов (отростки нейрона необходимые для коммуникации с другими нейронами; чем их больше, тем лучше) и синапсов (пустоты между нейронами, куда в свою очередь будут сбрасываться нейромедиаторы - "гормоны радости/стресса"). Отрастание дентритов и появление синапсов есть результат коммуникации нейронов между собой. Отмирание нейронов в таком количестве обусловлено именно появлением дендритов и синапсов, которые требуют свободного пространства. Также процесс миелинизации (оболочка, которая не позволит растерять электрический сигнал; аналогично обмотке электрического провода) аксона (длинный хвост нервной клетки, по которому бежит электрический сигнал необходимый для выброса нейромедиаторов в синапс) нейрона также требует свободного пространства в строго ограниченной черепной коробке.
Итак, внизу прикреплена картинка, которая показывает появление дендритов и синапсов по мере взросления ребенка.
Чем обусловлен переход от количества к качеству? Окружающей средой ребенка. Следующая картинка показывает, какие именно нейронные связи и насколько интенсивно развиваются в детском головном мозге в первый год жизни: зеленая линия - нейронные связи отвечающие за способность слышать, красная - нейронные связи отвечающие за способность видеть, голубая - лобные доли ("супервайзор" любой морально-нравственной деятельности человека) отвечающие за реакцию на увиденное, услышанное, осязаемое и пр. Взглянув на картинку, становится абсолютно понятно насколько грамотно нужно подходить к выращиванию детей. Промедление в этом случае "смерти подобно" - смерти нейронных связей.
Теперь рассмотрим подход к выращиванию ребенка психологически здоровой мамой. Мама всегда рядом, она буквально через несколько недель различает звуки (которые для постороннего уха являются абсолютно одинаковыми), которые ребенок издает для удовлетворения своих самых разных нужд и потребностей. Если ребенок испытывает какой-нибудь дискомфорт, то он испытывает реальный стресс с выбросом реальных гормонов стресса в кровь (например, адреналин и гидрокортизол). Все как у взрослых, все по-настоящему. Как только ребенок показывает этот дискомфорт, здоровая мама безошибочно знает, что она должна сделать для возвращения ребенка в его спокойное, комфортное состояние. Возвращение в спокойное состояние тоже происходит путем выброса реальных гормонов "счастья" (например, окситоцин от прикосновения мамы) в кровь, которые либо нейтрализуют гормоны стресса, либо являются самодостаточными для восстановления баланса комфортного состояния ребенка. Ребенок у такой мамы со временем обучается одной важной вещи: после того как плохо, очень быстро станет хорошо!
Теперь перед нами мама в состоянии послеродовой депрессии. Послеродовая депрессия наступает примерно на четвертой неделе после рождения ребенка и может длиться год. По разным подсчетам 10-20% мам сталкиваются с этим серьезным заболеванием. Многие окружающие не замечают от своей безграмотности этой проблемы, многие просто не верят, что депрессия - реальная болезнь. Послеродовая депрессия имеет все признаки клинической депрессии, которые состоят из внутренних составляющих: тяжелые мысли, отсутствие мотивации к действиям; и внешних: каменное лицо, руки движущиеся на полном автомате, глухой голос и суженые зрачки. Младенец у такой матери может получать все необходимое для физического развития: он чист, накормлен, в тепле. Есть только один дефицит - дефицит внимания, любви, сострадания и ярко выраженной радости от контакта с младенцем. Так же мать такого ребенка не способна удовлетворить потребности ребенка в познании мира и, как результат, время бежит, а мозг ребенка, так, как он должен формироваться, не формируется. Именно мама ответственна за создание новых нейронных связей отвечающих за познание мира, а познание мира в свою очередь ведет к выбросу гормонов радости в кровь. Ребенок депрессивной мамы в последствии очень сильно отстает от своих сверстников интеллектуально и физически (например, мозг такого ребенка отличается низкой массой, снижен IQ).
Общение матери с младенцем можно сравнить с танго: то партнер ведет за собой партнершу, то партнерша берет на себя ведущую роль. В паре "депрессивная мама - младенец" каждый начинает вести свой одинокий печальный танец. Ребенок депрессивной мамы одинок, он очень сильно отличается своим эмоциональным развитием - он в будущем агрессивен и жесток, либо замкнут и бесхарактерный. В дополнение, ребенок не учится быть любимым, счастливым, он не знает что такое эмпатия, он не способен испытывать радость от общения с другими. Это одна сторона медали.
Вернемся к гормонам стресса. Гормоны стресса играют очень важную роль в выживании человека, их основная задача - мобилизация всех сил организма для преодоления какой-то трудности/опасности. Выражается это преодоление в феномене fight-or-flight. В русском варианте, грубо говоря, либо дерись, либо удирай. Гормоны стресса работают как мотиваторы, но в крови человека они должны находиться очень короткий отрезок времени, иногда буквально секунды. Награда за ощущение в своем теле далеко не приятного гормона стресса - появление гормонов "счастья", которые нас расслабляют и даже дают некоторое ощущение "нирваны" после пережитого стресса.
Теперь видео:
Перед нами видео-симуляция от Гарвардского университета, департамен развития детей. Оригинальный эксперимент был проведен с двумя группами матерей и их младенцами. Первая группа: психологически здоровая мать - младенец, вторая: мать с послеродовой депрессией - младенец. Длительность эксперимента почти 40 лет, результаты исследования достаточно свежие и практически еще не включены во все новые учебники по педиатрии, психиатрии и психологии. Результат исследования - бОльшее количество детей матерей с послеродовой депрессией в будущем страдают от зависимостей, причем первый опыт употребления алкоголя/наркотика/табака приходится на более ранние годы ранне-школьного и подросткового периода, именно эти дети тяжелее всего поддаются лечению от зависимостей, плюс, чаще всего именно эти дети ведут себя неадекватно и чаще всего им ставят диагноз ADHD/ADD ("дефицит внимания с гиперактивностью" или просто "дефицит внимания"). Дети с этим диагнозом более всех остальных пополняют группу зависимых.
Как же тогда становятся зависимыми? Основная причина - хроническое наличие гормонов стресса в крови ребенка. Младенец не способен ни удрать от дискомфорта или дефицита сенсорных раздражителей, ни биться с неприятными ощущениями от голода, неудобного положения в кроватке или с мокрым подгузником. Функция fight-or-flight не исполнима, при этом в крови зашкаливает гормон стресса и срабатывает следующая защитная функция организма "freeze" - замри. Находясь в состоянии оцепенения, в крови ребенка на долгие часы, а иногда и сутки остаются гормоны стресса, которые должны были быть нейтрализованы гормонами радости и счастья. Зашкаливание гормона стресса в крови у брошенного ребенка было подтверждено в 90-е годы анализами крови детей из Румынских детских домов (самые ужасные детские дома планеты на тот момент). Ребенок депрессивной мамы получает такую же "заботу" и такое же "внимание" как и ребенок оставленный мамой в доме малютки: физически он может быть в полном порядке, но эмоционально (читай гормонально) он старадает. Получается замкнутый круг: гормон стресса вводит ребенка в оцепенение, оцепенение лишает ребенка способности контактировать с внешним миром, отсутствие контакта с внешним миром не дает формироваться необходимым нервным связям, которые в свою очередь заставили бы нейроны "искриться" и выбрасывать в синапсы гормоны радости и счастья. В дополнение, ребенок в состоянии оцепенения ничего не требует и ничем не беспокоит окружающих, а значит и нет необходимости этим ребенком заниматься. Впоследиствии такой ребенок выучивает одно - плохо, а после плохо никогда не будет хорошо. Второе, что он выучивает, "я абсолютно беспомощен, чтобы изменить эту ситуацию". Мало того, сензитивный период для формирования нейронных связей отвечающих за состояние радости упущен и наверстать упущенное будет нелегко, а часто родители и не знают как.
Теперь посмотрим на зависимого со стороны. Его главная претензия к окружающим: "Меня никто не любит, я никому не нужен, я ни на что не способен". Главная претензия к зависимому: "Эгоист, ни на что не способен, никакой эмпатии к нам". Все это правильно. Но нужно учесть одно - у зависимого нет тех нейронных связей, которые отвечают за эмпатию, борьбу, получение радости от общения с окружающим. Предположительно до 20% зависимых имеют нарушение/дефицит в работе так называемой "reward system" (система вознаграждения), которая расположена в головном мозге и состоит исключительно из нейронов ответственных за выброс/обработку нейромедиаторов. В мозге зависимых либо слишком мало этих нейронных связей, либо нейроны слишком мало выбрасывают гормонов радости, либо не способны их "переварить", либо, что чаще всего, все вместе. Далее у такого дефектного мозга срабатывает компенсаторный механизм - потребность химического воздействия на мозг из вне. Вне зависимоти алкоголь это или наркотики, это искусственные гормоны счастья, это суррогат, но который на время облегчает состояние человека. Так, испытав нормальный здоровый стресс на работе при сдаче проекта или в школе после экзамена, у человека не выбрасываются в кровь гормоны, которые нейтрализуют адреналин и кортизол. Находиться под давлением гормонов стресса физически и психологически больно ("душа болит", говорит такой человек), у человека наступает сильная потребность с этим что-то сделать, и алкоголь/табак/наркотик/шоппинг/видеоигры с этим способны справиться очень быстро. Как видно, зависимость, какая бы она ни была: химическая или поведенческая, для определенного процента зависимых - это болезнь мозга и лечить ее надо как любое хроническое заболевание, как диабет, астму, шизофрению и прочее. И напоследок, больной часто не понимает, почему несмотря на все хорошее, что происходит в его жизни, что обычно приносит радость и счастье другим, он себя чувствует очень плохо. Происходит это именно потому, что этому "плохо" он обучился на превербальньй стадии своего развития, когда он не мог вербализовать свое "плохо" и критически понять это "плохо". Человеку просто плохо.
Зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
Зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку