Рассматривая разнообразные программы помощи лицам, страдающим наркотической и алкогольной зависимостями, нельзя не обратить внимания на активно рекламируемые решения, базирующиеся на так называемой методике «12 шагов». Является ли эта система эффективной? Сомнительно. За десять лет внедрения программы в отечественную наркологическую практику она так и не смогла продемонстрировать каких-либо очевидных достоинств или преимуществ. Тем не менее, сегодня промоутеры «Анонимных наркоманов» и «Анонимных алкоголиков» нашли новый способ подогреть интерес к своему товару, используя растущий авторитет в обществе Русской Православной Церкви. Не породит ли такое «сотрудничество» в лучшем случае бесполезную, а в худшем – вредоносную структуру и кому это выгодно? Ответы на эти и многие другие вопросы – в материале православной журналистки Анны Журавлевой, в котором свое отрицательное мнение о вышеуказанной программе высказывают авторитетные представители православного духовенства и научной общественности. Что скрывает анонимность? Всем известно, анонимный – значит не желающий быть узнанным. Само по себе слово «анонимность» ассоциируется с чем-то скрытным. Мне, например, сразу представляется что-то вроде кляузы в соответствующие органы от доброжелателя за подписью «аноним». Но это, конечно, личное восприятие. В России же последнее время понятие «анонимность» приобретает статус своеобразной надежности. Например: анонимное обследование на ВИЧ, анонимное лечение, анонимные алкоголики и наркоманы…Вот последнего явления и хочется коснуться особо. Вообще на Руси-матушке никогда не было такого понятия – «Анонимные Алкоголики» (далее «АА»). Были общины трезвости при церковных приходах. И это себя оправдывало: люди, страждущие от «зеленого змия» по вере своей получали исцеление от недуга. «Без Бога не до порога» – говаривали наши предки. Программа «12 шагов», о которой пойдет речь, используется обществом «АА» и группами самопомощи, которых так много открывается в последнее время. Позаимствована эта программа у протестантов. С одной стороны, не все зарубежное плохо – пользуемся же мы новыми достижениями медицины, импортными лекарствами. С другой стороны, настораживает столь пристальное внимание Запада к России: ну не выходило для нас из этого ничего хорошего никогда, сколько историю не переписывай! И, тем не менее, вряд ли нужно отгораживаться сразу от предложенного способа. Людям дан неоценимый дар рассуждения: им-то и нужно руководствоваться при решении любых вопросов. Не так давно Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал свое благословение на создание групп самопомощи при московских храмах и приходах. Работа со страждущими людьми проводится по этой программе не первый год. По логике вещей программа должна, по меньшей мере, сочетаться с жизнью Церкви и иметь конечной целью воцерковление людей. Но, при внимательном ознакомлении с программой становится не совсем понятно, о чем идет речь. Вроде бы все правильно: собираются вместе несчастные, одержимые недугом, люди, пытаются изменить свою жизнь, встать на путь веры, вместе молятся…НЕИЗВЕСТНО КОМУ. Во всех 12 шагах этой программы четко прослеживается мысль о боге, которого каждый понимает так, как вздумается; складывается впечатление что это эдакий «духовный коктейль», мало напоминающий Христианство. Судите сами: «Шаги, если рассматривать их в широком смысле – это духовная философия с некоторыми элементами Золотого правила, Десяти заповедей, Нагорной проповеди и древних учений восточных философов1. «…Пожалуйста, пусть, Вас не беспокоят слова «Бог» и «Сила», более могущественная, чем мы»! Эти понятия являются неотделимой частью нашей Программы выздоровления. Некоторые из нас понимают под «Богом» и «Силой», более могущественной, чем мы», группу АА, но, самое важное, заключается в признании нами факта, что есть сила, более могущественная, чем наша собственная». Далеки от Христианства и те принципы, которые используются в реабилитации по этой программе. Приведу некоторые примеры: Реабилитационный центр «Ступени» г. Одесса2 предлагает своим пациентам: «…Ежедневно – пациент участвует в 2 сессиях групповых медитаций по 15 минут.». Кроме того в программу реабилитации входит ….сексуальное образование наряду с духовной философией (?!). На занятиях изучаются темы: зависимое сексуальное поведение, психологические комплексы, сексуальный сценарий, «полюбить свое тело» и т.д. В Архангельске на базе центра психо-социального консультирования «Ариадна» работает российско-германский проект по профилактике различного рода зависимостей. Его суть – пропаганда и создание групп самопомощи (занимается в группах психотерапевт Б. Кузнецов, главный инструмент по его словам – программа 12 шагов). На последних шагах использует медитацию… Таких примеров можно приводить массу. Но, в конце концов, я никому ничего не навязываю, просто рассуждаю на эту тему и следовательно, как и любой человек могу заблуждаться. Поэтому, чтобы получить ответы на свои вопросы я и обратилась к тем людям, которые непосредственно имеют отношение к реабилитации наркоманов и алкоголиков. Тем, что я подчерпнула в беседах с ними, я и хочу поделиться с читателями. Беседа первая. С руководителем душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадского – иеромонахом Анатолием (Берестовым). О. Анатолий, Вы, как руководитель душепопечительского центра, несомненно имеете большой опыт в работе со страждущими людьми. Известны Ваши критические замечания по поводу программы реабилитации алкоголиков и наркоманов «12 шагов». Скажите, чем они вызваны? – Я убедился в неэффективности этой программы. Во-первых, она богословски неграмотна – я очень подробно рассмотрел это в моей книге «Возвращение в жизнь», где раскрыл подробно суть первых трех шагов. Этого вполне достаточно, чтобы понять о чем идет речь. Во-вторых программа дает людям психологическую установку, которая свидетельствует о невозможности исцеления! Беседуя с людьми, проходившими реабилитацию по этой программе, часто приходится слышать абсолютно безнадежное утверждение: «Я – наркоман» или «Я – алкоголик». То есть, человек не верит в свое исцеление. Спрашиваешь: «Ну, а кто тебе помог?» И в ответ: «Программа 12 шагов».-А как же Бог? И вот тут следует замешательство, после которого человек как бы включается: «Ах Бог, ну конечно, но все-таки в первую очередь программа…» Сторонники этой программы утверждают, что после нее большой процент людей воцерковляется (наверное это важный аргумент для сотрудничества с РПЦ). Насколько по Вашему мнению такое утверждение истинно? – Не истинно. Вот в Санкт-Петербурге работает Православная программа – там наблюдаются и случаи исцеления, и случаи воцерковления. Но это совсем другая программа. Значит, есть смысл эти «12 шагов» адаптировать согласно христианским принципам? – А зачем? У Православной Церкви есть большой положительный опыт. Это и Реабилитационный центр «Воскресение» о. Сергия (Белькова), и Дальневосточный центр реабилитации о. Димитрия (Голько), и Иркутский о. Владимира (Кокорина). Это труды о. Валерия (Ларичева) и о. Алексея (Бабурина). Всего не перечислишь. Ради чего пользоваться сомнительной протестантской программой, когда есть свои наработки? О. Анатолий, мне приходилось посещать форумы в Интернете, на которых делятся опытом лечения люди с проблемами зависимости. Много попадалось тревожных высказываний о том, что группы самопомощи очень похожи на секту. Действительно ли присутствуют сектантские нотки в этих группах или это преувеличения людей? – Да, «сектантский дух» у них присутствует. Это такие мини-сектанстские сообщества. Например, у меня была группа – отдельная реабилитация алкоголиков. И в эту группу попали несколько человек из групп «12-шаговой» программы. Вели они себя страшно: требовали отдельного врача, отдельных занятий, не признавали авторитета священников…В итоге группу пришлось распустить и набирать заново. Приходилось общаться и с наркоманами, которые имели опыт общения с «АА». «Эти люди как зомбированные и ни на шаг не отступают от программы» – говорили они. Налицо суживание восприятия мира до рамок программы, развитие тяжелой формы гордыни («мы не такие как прочие»), психологическая зависимость от групп «АА». Все признаки «сектантского духа». С удивлением прочла, опять же на одном из форумов, что у «АА» форма исповеди несколько странная – они исповедуются «братьям по несчастью», т.е. друг другу. Что Вы об этом скажете? – Скажу, что это протестантский вариант исповеди, который не приемлем для православного человека, т.к. это подмена Таинства просто человеческим общением. Иными словами – духовный обман. Благодарю Вас, о. Анатолий. Беседа вторая. С руководителем Душепопечительского центра им. прп. мч. Великой княгини Елизаветы «Дом милосердия», председателем отдела по работе с медицинскими учреждениями Московской епархии, настоятелем церкви свт. Николая с. Ромашково Московской епархии, протоиереем Алексием Бабуриным. О. Алексий, Вы занимаетесь реабилитацией алкоголиков и наркоманов с 1989 г. Примерно тогда же в России появилось движение общества «Анонимных алкоголиков и наркоманов» со своей программой реабилитации «12 шагов». Все шаги этой программы вроде бы говорят о Боге, но смущает такая постановка вопроса: «Бога каждый понимает так, как хочет». Насколько с богословской точки зрения верна или не верна такая установка? – Нет возможности подробно анализировать идейное содержание деятельности «АА», т.к. это дело отдельного исследования. Но на одном принципиальном положении их учения я все же остановлюсь. Согласно утверждениям идеологов «АА», алкоголизм – это болезнь, подобная, скажем, сахарному диабету. Поэтому, с их точки зрения, церковь бессильна помочь больным алкоголизмом людям. А вот сообщества «АА» всесильны. Апостол Павел пишет: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6;9-10), а «АА» твердят: алкоголизм – это не грех, это болезнь. Из православных людей никто не сомневается в том, что злоупотребление спиртными напитками – грех. Многократно повторяемый грех переходит в страсть, в данном случае – в пьянство, которое со временем приводит к болезни – к алкоголизму. Заметим, страсть порождает болезни, а не трансформируется в болезнь. Стало быть и страсть, и болезнь сосуществуют. Поэтому уверения «АА» в том, что алкоголизм всего навсего болезнь – это опасное заблуждение, которое существенно мешает людям избавиться от этого греховного недуга. Ведь самой действенной терапией будет та, которая направлена на устранение причины возникновения заболевания, а не на его механизм развития или симптомы. Что же касается обращения их к божеству, произвольно понимаемому каждым на свой лад, то здесь можно сказать только одно: Бог Един, в Трех Лицах Славимый и Поклоняемый, иного нет. Для православного верующего человека очевидно – без Церкви нет спасения. Без Церкви человек, заблудившись, создаст себе фантом вместо Бога и неизвестно в какие дебри заведет его такой духовный путь. Различных примеров духовной прелести и ее последствий Православная Церковь, увы, знает множество. «АА» в последнее время особенно настойчиво выражают желание сотрудничать с Православной Церковью. При Даниловом монастыре г. Москвы уже несколько лет ведется работа групп самопомощи. Значит возможна совместная деятельность? – Знаете, тут складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны «12 шагов» построена на обращении к некоей «Высшей Силе», т.е. момент веры, несомненно, присутствует. С другой стороны, и это очень сильно подчеркивается, сторонники движения говорят: «АА» не связано ни с какими религиозными организациями или сектами, хотя многие религиозные деятели во всем мире выступают в нашу поддержку и сотрудничают с нами». Интересная позиция : ни с кем не связаны, а вместе с тем получают поддержку. Не случайно они выражают желание приютиться под крылом Церкви – им нужен Ее авторитет среди населения, который из года в год милостью Божией растет. Что же касается совместной деятельности. За 10 лет их идеи не прижились в приходах Русской Православной Церкви, за редким исключением. А вот, что сказано в итоговом документе Второй епархиальной медико-педагогической конференции «Миссия Церкви на рубеже тысячелетий» (декабрь 1999 г., Воронеж): «Считаем, что пропагандируемые и активно внедряемые в России общества «АА» и «АН» (т.н. программа «12 шагов»), насаждаемые из-за рубежа, неприемлемы для Православной традиции». Понимаете, в принципе диалог с представителями другой конфессии возможен, но только на Православной основе, иначе мы потеряем свое лицо. И здесь между нами и идеологами «АА» непроходимая пропасть. Во-первых они категорические не желают упоминать имя Господа нашего Иисуса Христа в своей деятельности, хотя на каждом шагу говорят о Боге. Во-вторых их главная установка – невмешательство со стороны. Т.е. если за каждой группой «АА» закрепить священника или духовного цензора, то со всех сторон начнутся протесты. С подобными примерами уже сталкивались те, кто пытался с ними общаться. Не может быть диалога еще и потому, что они манипулируют (вольно или невольно) сознанием людей, используя подмену понятий, ценностей, смыслов. К тому же в рядах «АА» существует раскол: истинные последователи считают тех, кто сотрудничают с РПЦ неистинными и наоборот. Появляются разные интерпретации этой программы; занимаются ей люди, зачастую вообще далекие от проблем наркомании. Во всем этом очень трудно разобраться и священникам, и мирянам. Исходя из всего выше сказанного, считаю совместную деятельность нецелесообразной. А закончить нашу беседу мне хотелось бы словами Святейшего Патриарха Алексия II: «Церковь призвана восстановить имевшуюся у нее в дореволюционное время весьма эффективную программу борьбы с алкоголизмом и использовать накапливаемый ею опыт спасения молодежи, равно как и людей всех возрастов, от смертельной опасности, вызванной наркоманией» (из Пасхального Послания за 1994 год). Вот такой деятельностью, собственно и занимаются у нас уже многие православные приходы – восстанавливают опыт дореволюционных общин и братств трезвости. По-моему, это – единственный правильный путь. Беседа третья. С иереем Богоявленского собора г. Москвы о. Борисом (Обрембальским). Батюшка, как Вы относитесь к программе реабилитации алкоголиков и наркоманов «12 шагов»? – Давайте прежде всего вспомним слова апостола Павла «Все мне позволительно, но не все полезно». Это в полной мере относится ко всему, что окружает нашу жизнь. В данном случае мы говорим о «12 шагах». Алкоголизм и наркомания – страшная беда и цель наша – спасения души человека, поэтому мы не должны сразу отметать предложенные нам способы спасения. Но подходить к ним нужно с рассуждением: а насколько это будет полезно, так сказать, «на выходе»? Ведь конечная наша цель не только отрезвить человека, но помочь ему обрести спасительную веру. Думаю, что программу эту нужно использовать очень выборочно, на уровне эксперимента. Как Вы это представляете? – Если организовывать такие группы на приходе, то количество человек в них не должно превышать 10-15. На мой взгляд этим людям предстоит огромная душевная и духовная работа над собой и поэтому если они будут чувствовать себя неким «узким кругом», в котором все близко знают друг друга, им будет намного легче. Очень полезно привлекать в эти группы прихожан, у родственников которых есть проблема зависимости: в этом случае удалось бы вести работу сразу и с больными, и с их родственниками. Но при этом, конечно, нужно учитывать, что если, скажем, мать – уже воцерковленная прихожанка, а сын-наркоман и слышать не хочет о Церкви, наша задача в первую очередь все-таки спасение человека, а уж потом, по мере исцеления больной души и его воцерковление. В таких случаях священник должен проявлять особую чуткость и умение говорить на разных языках с больным и его родными. О. Анатолий (Берестов) – руководитель душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадского считает, что использование недогматическим молитв, которые имеют место в практике групп самопомощи, недопустимо. Ваше мнение на этот счет? – Мое мнение такое же как и о. Анатолия – православный священник не должен использовать недогматических молитв ни в коем случае. Если приходится работать с людьми, далекими от веры, не нужно принуждать их читать молитвы, но постараться деликатно объяснить: так и так, дорогие мои, вы можете просто слушать свое сердце в то время, когда я буду молиться за Вас, но я – священник и служу Богу моему, поэтому я буду молиться так как заповедано мне Церковью. Вот так, с любовью, людям все можно объяснить, а уход в какие-то иные формы молитвы, некую совместную эйфорию, медитацию допускать никак нельзя. Как Вы думаете, о. Борис, создание групп самопомощи в массовом порядке при храмах Москвы себя оправдает? – Не думаю, что оправдает и вот почему. Существует три больших на мой взгляд минуса, которые необходимо учитывать. Во-первых: программа все-таки не доработана, не до конца изучена. Чтобы этой программой пользоваться нужно ее преображать, сделать максимально приближенной к христианскому мировоззрению, а это не так легко. Во-вторых: у нас для такой работы просто не хватает священнослужителей. Ведь священник, который возьмется окормлять группу, должен знать лично каждого, постоянно быть с ним на связи. Буквально, если человеку потребуется помощь глубокой ночью – сорваться и поехать к этому человеку. К тому же священнику необходимы и глубокие знания по психологии, ведь ему предстоит работать с людьми, поврежденными недугом. Иными словами – это должны быть опытные духовники, готовые посвятить свою жизнь этому делу. Ну, и в-третьих, массовость в таком деле все погубит, как это случается, к сожалению, часто. Нам нельзя действовать по пресловутому принципу «хотели как лучше, получилось как всегда». И еще один немаловажный момент: над этими экспериментальными группами должен быть контроль Патриархии, правящих архиереев, а это, как Вы понимаете, очень сложно осуществить на практике. Вверять же судьбы больных людей тем, кто просто является последователями и продолжателями программы (пусть даже и специалистами в этой области) без должного глубокого окормления духовного, не стоит. Иначе какой смысл привлечения к совместной работе Православной Церкви? Спаси Господи, батюшка. Беседа четвертая. С руководителем отделения детской наркологии ННЦ Наркологии Росздрава, к.м.н – А. В. Надеждиным – врачом, который, долгие годы работал главным детским наркологом Минздрава России. Алексей Валентинович, как наркологическая служба России узнала о группах Анонимных Алкоголиков (сокр. «АА») и программе «12 шагов»? – Движение «АА» на Российском пространстве активно позиционировалось в конце 80-х – начале 90-х годов. Позиционирование сопровождалось не только материальной поддержкой из-за рубежа; распространением и присылкой соответствующей литературы, но и направлением специалистов, работающих по программе «12 шагов» в Россию, а также приглашением врачей и общественных деятелей в США для обучения. Внедрялась программа достаточно интересно и своеобразно. Российские «неофиты» 12-шагового движения проявляли нерациональную агрессию по отношению к любым другим видам лечения. При внедрении этого движения доходило буквально до опорочивания уже существующих наработок в лечении и даже до призывов к демонтажу наркологических структур и служб бывшего «Союза». Инициатива была поддержана тогдашним демократическим руководством Минздрава России: были разосланы письма в территориальные наркологические службы, в которых предписывалось создавать условия для создания групп самопомощи на базе государственных наркологических учреждений. Движение «АА» было встречено с энтузиазмом наркологами и на большинстве территорий страны эти группы были созданы. И каковы были результаты начатой деятельности? – Значимых результатов западное новшество в преодоление алкогольной зависимости, увы, не принесло. Постепенно волна инициативного энтузиазма сменилась разочарованием, т.к. пациенты неохотно обращались в эти группы, а те, кто все же обращался, покидали их без какого-либо серьезного терапевтического эффекта. Только незначительному количеству людей эта группы оказались действительно полезными. Надо полагать, дело в том, что российские граждане, даже с постсоветским атеистическим мировоззрением, оказались неспособными принять идеологию «12 шагов», имеющую отчетливое протестантско-экуменическое звучание. Традиционно русский менталитет, пусть даже деформированный алкоголем, сопротивлялся подобной идеологической «психохирургии».Я достаточно часто сталкивался с людьми, обращавшимися к «АА». Им не нравилось то, что там происходит – вся методика называлась «пустой говорильней». Такой метод не затрагивает эмоциональных струн нашей души. Интересный момент: специалисты, работающие в этих программах и ведущие прием пациентов, достаточно быстро определяют подходит ли человек для программы. В одной из клиник я даже столкнулся с терминами «программный» и «непрограммный» пациенты. Хочу заметить, что представители тоталитарных сект и неокультов, вербуя своих сторонников, обращаются не ко всем подряд, а четко выискивают определенный тип людей. Я не провожу никаких параллелей, но это любопытное наблюдение. Несмотря на то, что группы самопомощи бесплатны, активно рекламируются, за время их существования (более десятка лет)они не смогли внести существенного вклада в борьбу с алкогольной и наркотической зависимостью. А вот вредное влияние их оказалось очевидным – идеология «АА», как я уже говорил оказалась агрессивной к другим видам и формам помощи. Этот вывод мы можем сделать из выступлений адептов этого движения. Последнее время складывается тревожная ситуация вокруг групп самопомощи и движения «АА». С их стороны отчетливо прослеживаются попытки прочно войти в жизнь Православной Церкви. Как Вы это прокомментируете? – Сегодняшняя ситуация не может не тревожить. Идеология, казалось бы уже утратившая в нашем обществе свои позиции, вдруг получает некий мощный импульс и начинает активно входить в структуры РПЦ. Для чего? Видимо, это объясняется тем, что лидеры пытаются «оседлать» тот энтузиазм, который возникает в нашей стране на ее пути возвращения к Православной вере. Причем риторика «АА» существенно меняется: они уже не выступают в качестве оппозиционной силы, а говорят о плюралистичности подходов, точек зрения, о возможных точках соприкосновения между РПЦ и идеологией своей программы. В результате мы видим: с одной стороны доверие населения к Православной Церкви как бы автоматически переносится на эти программы и популяризует их, а с другой стороны, принимая эти программы, Церковь принимает под свой кров их членов, имеющих вполне определенное мировоззрение, основой которого является «12 шагов». Скажите, Алексей Валентинович, оказывается ли в группах самопомощи какая-то медикаментозная помощь, ведь зачастую люди в ней нуждаются? – Нет. Более того, они категорически против лекарственной терапии и часто эта их позиция является ущербной, а в некоторых случаях и небезопасной. Используют ли сейчас метод «12 шагов» в наркологии? – Практикующие наркологи используют частично какие-то постулаты программы, но альтернативой другим видам помощи это не стало. И в завершении нашей беседы хотелось бы добавить, что первенство широкого народного движения за трезвый образ жизни отнюдь не принадлежит Западу. Оно возникло еще в Российской Империи в православных братствах трезвости, причем их эффект был неоспорим. Благодарю за интересную беседу, Алексей Валентинович. Что можно добавить после таких интересных и содержательных объяснений специалистов? Пожалуй, необходимо поближе познакомиться со сторонниками программы. Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН). Рассказать об этом фонде хочется особо. Создатель фонда и его президент врач-нарколог Олег Зыков. Фонд занимается борьбой с алкоголизмом и наркоманией, разработкой и применением различных профилактических программ, работой с беспризорными и трудными подростками, благотворительной деятельностью. И руководитель, и его фонд широко известны в Москве и регионах, а с недавнего времени наблюдается сильное желание совместного сотрудничества с Православной Церковью. И все это хорошо и правильно, ибо Церковь должна участвовать во всех сферах жизни людей, тем более там, где необходима духовная поддержка. Но есть одно «НО» в деятельности фонда «НАН», которое совсем не бросается в глаза, но при ближайшем рассмотрении является серьезным препятствием для позитивного диалога с Церковью. Может быть мало кто знает, что «НАН» уже несколько лет вынашивает идею введения системы ювенальной юстиции в нашей стране. Не буду здесь подробно касаться того, что это такое, скажу только, что это серьезная попытка окончательно разрушить взаимоотношения в семьях, нанести сокрушительный удар по системе правоохранительных органов, закрепить за детьми всевозможные права, включая право на сексуальное просвещение и т.д. Кстати эта тема уже поднималась православными журналистами3. Так вот, на последнем совместном круглом столе «Церковь и страдающая личность» О. В. Зыков очень много говорил о ювенальной юстиции, видимо для того, чтобы заинтересовать этим проектом и священнослужителей. Для чего это нужно? Возможно для того, чтобы, заручившись поддержкой Церкви и ее авторитетом среди населения, воплощать в жизнь те идеи, которые открыто Церковью никогда не могут быть поддержаны. Как это возможно? Попробую объяснить свои слова, ничего не преувеличивая и указывая только на те факты, которые имеют место быть. С одной стороны фонд «НАН» занимается вроде бы богоугодным делом – помогает людям, с другой… Вот те люди и организации, с которыми сотрудничает «НАН»: Ближайший соратник Лахова Е. Ф. – депутат Госдумы, председатель Редакционного Совета в Альманахе «Вопросы Ювенальной Юстиции». (Сам Олег Владимирович шеф-редактор Редакционной коллегии в этом же Альманахе (http://www.nan.ru). Хочется сказать несколько слов о деятельности сей государственной дамы. Она является председателем Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной думы. Главное ее поприще, на котором она более широко известна, это сокращение населения путем полового просвещения и сексуальное просвещение детей с теми же целями. Поэтому крайне удивительно было читать в Заключении Экспертно-консультационного совета следующие строки: «Мы заслушали доклад иеромонаха Ионы (Займовского) о тех реальных шагах, которые в настоящее время предпринимает Данилов монастырь г. Москвы для оказания помощи алкоголикам, наркоманам и ВИЧ-инфицированным… Решили: одобрить проект иеромонаха Ионы (Займовского) и просить различные организации, к которым будет обращаться Данилов монастырь г. Москвы, в лице иеромонаха Ионы (Займовского), оказывать всемерную поддержку и помощь в осуществлении проекта.» (из Заключения Экспертно-консультативного совета Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной думы ФС РФ на проект создания Центра «Вопреки» при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы от 21.07.2004г. № 3.6-32-485; подписано Лаховой Е. Ф.). Действительно, что может быть общего у людей, столь разных духом и организаций, с такими очевидно противоположными жизненными принципами? Случайность или «двойные стандарты» «доброжелателей» Церкви? Б. Альтшулер – РОО «Право ребенка», А. Бабушкин – Комитет «За гражданские права», А. Северный – Ассоциация детских психиатров и психологов. Совместно с этими людьми, кстати, Олег Владимирович в составе Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ 29 января 2002 г. разработал Заключение по теме: «Первоочередные меры по защите прав детей и детства в Российской Федерации» в котором предлагается: «…Предложения Министерству здравоохранения РФ: создание на базе детских поликлиник анонимных консультативных кабинетов по вопросам планирования семьи, продолжить расширение центров планирования семьи органов здравоохранения, усилить функции этих центров по защите интересов несовершеннолетних».
Зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку Российская Ассоциация по профилактике ИППП «САНАМ» – официальный партнер Российской Ассоциации Планирования Семьи оказывается является и соратником фонда «НАН» в некоторых вопросах: «Их общая цель – сокращение риска распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа среди подростков и молодежи путем расширения доступа к медицинским, социальным и информационным услугам, а также широкой профилактики здорового образа жизни» (http://www.asi.org.ru). И немного о делах фонда, ибо по делам познаются люди. Фондом НАН» разработаны различные программы. Среди них программа снижения вреда «Ясень», по которой оказывают помощь наркоманам сотрудники фонда. Снижение вреда – это выдача информационных буклетов и презервативов; обмен шприцами; консультации для потребителей наркотиков (вплоть до подробного описания обработки шприцов в домашних условиях); консультации по безопасному сексу и т. д. (http://www.nan.ru). Проводятся фондом «НАН», а также его отделениями, различные акции. Так, Саратовское региональное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» (СРО РБФ НАН) приняло участие в Общероссийском конкурсе «Поколение, свободное от СПИДа», а одним из спонсоров оказался небезызвестный фонд Сороса – он же Фонд «Институт открытое общество». В рамках этого конкурса, естественно, раздача всевозможных буклетов, презервативов и брошюр по «безопасному сексу». Это отделение фонда вообще очень активно в просвещении населения. Все это можно без труда прочесть на их сайте (http://nan.bal.ru/aidsfree1.html). И подобным акциям, проектам, программам несть числа – в изобретательности фонду «НАН» не откажешь. Вот такое предполагается сотрудничество. Согласитесь, подобные либеральные взгляды на жизнь как-то мало согласуются с взглядами Русской Православной Церкви. Конечно, Церковь всегда готова принять в свою ограду ищущих истину людей, готова по-матерински обогреть, поддержать и помочь кающимся грешникам. Но Церковь Православная никогда не будет потворствовать откровенному греху, как бы ее не пытались в этот грех втянуть. Тем более, если люди, пытающиеся заручиться поддержкой Церкви, отказываться от своих дел не собираются, но напротив считают их «делами милосердия и благотворительности». Вот и возникает закономерный вопрос: нужно ли слепо доверять пусть даже очень хорошим и искренне желающим помочь людям, если они не готовы пока отказаться от некоторых пагубных видов своей деятельности? Не впустим ли мы своими руками волка в овчарню, забыв о том, что овечки-то в ограде церковной Христовы и ответ держать нам придется перед Ним…. Анна ЖУРАВЛЕВА наркотики.ру