Все хотят перемен,и все их бояться.Это не привычно,не уютно и нужно выйти из зоны комфорта.
Перемен! - требуют наши сердца.
Перемен! - требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен:
"Перемен!
Мы ждем перемен!"(Виктор Цой)
А меняться трудно,это духовный подвиг,Александра.Сын же меняется,да пусть в изоляции.Выбора нет у него.Значит и у Вас нет выбора-только меняться самой.
Пленку помните как иногда зажёвовало на кассете?Что нужно было сделать тогда?достать размотать и собрать заново.Так и с отношениями.
SashaYa писал(а):Источник цитаты И все мысли о виновности что приходят в голову - гоню прочь.
Это фатальная ошибка.Мы все в ответе за себя свои действия и поступки.Каждый.И чужой вины вам точно не нужно.
Что такое чувство вины?Чувство вины – очень мощная, отрицательная эмоция, практически физически ощущаемая в теле.
Вы же можете сами провести границу,за что Вы сами виноваты,а что Вам и *подарили*.Без вины виноватой сделали.
Это не только меня касается))Всех.Нам же всем дано чувство фантазии,а фантазия бывает и буйная))(это про голоса-видения-бред и т.д.)
Саша почитайте обязательно.Вам нужно пока хоть теорию понять,просто теорию,тогда и придет правильное решение.
Христианский психолог Г. Чемпен писал, что среди эмоциональных потребностей детей «нет более важной, чем потребность в любви и внимании, потребность ощущать, что он или она принадлежат кому-то, что они желанны. Если детям уделяется соответствующее количество внимания, то из них, скорее всего, получатся взрослые, обладающие чувством ответственности. Без такой любви у детей происходит задержка социального и эмоционального развития…
Внутри каждого ребёнка заключён "эмоциональный сосуд", который ждёт того, чтобы его наполнили любовью. Когда ребёнок чувствует, что его действительно любят, его развитие будет нормальным. Но если сосуд любви пуст, у ребёнка возникают нарушения в поведении. Большая часть нарушений в поведении ребёнка объясняется тем, что "сосуд любви" пуст… Я никогда не видел пустого сосуда любви внутри этих детей, но я видел результаты. Их плохое поведение было ничем иным, как искажёнными поисками любви, которой они не ощущали. Они разыскивали любовь везде, где не нужно, и так, как не нужно»1.
Я же сказал бы так. Ребенку важно получить безусловную любовь обоих родителей – а затем, когда «сосуд» любви наполнен – учиться ее отдавать. При наличии семейных дисфункций, этот сосуд любви не просто пуст, а с трещинами, деформированный. И потому, невзирая на физическое взросление, у человека проявляется вечный голод на любовь – без умения ее получить и накопить, и тем более – передавать дальше. И даже неизвестно, что это такое - любовь. Человек в такой семье взрослеет физиологически, по паспорту, по образованию, но эмоционально он остается незрелым.
Какие признаки ДС (дисфункциональной семьи), где у детей высокий риск того, что их сосуд любви будет деформирован и не заполнен?
1. Наличие алкогольной или иной психоактивной зависимости. Или – регулярного злоупотребления алкоголем. Причем, проблема связана не только с тем, что пьяный отец своим видом и поведением разрушает психику ребенка. Нередко, мать семейства, бросая все свои ресурсы эмоций, времени, физических сил на спасение и попытки контроля – как самого мужа, так и ситуации в целом - постепенно превращается в «МЧС, КПП и жертву». На детей уже не хватает любви и сил – зато так легко на них «срываться». В итоге, дети эмоционально теряют не только папу, но и маму. Им приходится жить реакциями на больное поведение обоих родителей. Так, алкоголизм становится семейной болезнью2.
2. Супружеская измена. Как правило, реакции «преданной половины» почти ничем не отличаются от реакции на пьянство.
4. Открытые хронические конфликты, или, за «фасадом благополучия» - внутренняя отчужденность родителей друг от друга. Причем, это могло приходиться на период беременности и первых лет ребенка. Есть даже такое понятие – пренатальный невроз. Вырастая, человек может и не помнить этого времени семейного неблагополучия. Но на его эмоциональное развитие оно успело повлиять.
5. Эмоциональная холодность к детям. Принцип: вот тебе ноутбук и кроссовки – только не мешай нам заниматься карьерой, отдыхом, хозяйственными делами.
6. Гиперопека, попечение о здоровье и безопасности, превращающееся в тотальный контроль.
7. Превращение ребенка в «солнышко», которому не дают возможности взрослеть, учась на ошибках и их последствиях, и который не знает границ дозволенного.
8. Завышенные требования к ребенку, стремление реализовать на нем собственные ожидания и амбиции («Ты должен…»).
9. Неприятие ребенка/подростка в его падении, отступлении. Создается «зона отчуждения» - ведь он «их позорит», «не оправдал надежд».
10. Наличие в семье «центра внимания» - напр., один из авторитарных родителей4, вокруг которого «вращается» всё.
11. Нежеланность ребенка, обвинение его в родительских проблемах («если бы не ты, я бы в институте докторскую бы защитила…»); «тыканье» ему, как о нем заботятся, сколько сил на него тратят. Фактически, превращение его в «козла отпущения», на которого можно «списать» собственную несостоятельность, или неумение любить.
Как видно из этого перечня – детали совершенно разные. Но суть – одна. Во что это может вылиться во взрослой жизни?
1. Контрзависимость. Устав от авторитарности в семье, ВДДС могут прилагать все усилия, чтобы быть независимыми. А неутоленная жажда любви перерождается в стремление занять место «центра внимания» с помощью успехов в социальной жизни. Они могут стать известными личностями – банкирами, менеджерами, бизнес-леди т. п. О них буду писать в СМИ, ими будут восхищаться, им будут завидовать, они будут вхожи в элитные салоны. Они будут окружены вниманием. Но глубоко внутри в них будет продолжать жить маленький незащищенный ребенок. Им очень тяжело строить близкие личностные отношения с кем-либо. За «маской» бизнес-леди окажется - маленькая испуганная девочка, которая жутко боится, что кто-то увидит ее страх. Что кто-то вновь сможет причинить этому внутреннему ребенку боль. Поэтому контрзависимые, при всей своей внешней независимости и успешности – глубоко одинокие люди. Но об этом никто не должен знать. Им также тяжело открыться Богу – ведь это, в их понимании, значит признать свою зависимость от Него. То, что в Нем открывается подлинная свобода – их сознанию недоступно.
2. Зависимость от психоактивных веществ5. Причем, еще лет в четырнадцать, ВДДС могут ненавидеть алкоголь. Но вот однажды они в компании распили пиво – и все страхи, боль, обиды, злость вдруг исчезли. Они смогли эмоционально открыться. Они почувствовали, что здесь, в компании – им хорошо с этими парнями и девушками, что они близки друг другу. В общем, алкоголь (или наркотик) – это классно, это прекрасная анестезия, это - радуга среди тусклой безрадостной жизни. Отныне наркотические вещества будут занимать в их сознании и жизни все более важное место.
3. Игровая зависимость, Интернет-зависимость – как возможность убежать от своей неполноценности, от неумения принять себя самого, каков он есть – и взять на себя ответственность за личностное развитие.
4. Склонность к любовной зависимости. Взрослым Детям важно «быть нужными» кому-то, и потому их легко использовать. В том числе и в сексуальных отношениях. Они могут осознавать греховность этих отношений, исповедоваться в них, понимать, что их используют – но вырваться из ловушки своими силами не могут. А когда и получается прервать эти отношения – легко «вляпываются» в такие же. Если же их «избранник (ца)» сам(а) рвет эти отношения – «любовь и жертвенность» к ним превращаются в патологическую ревность, отчаяние – вплоть до попыток суицида. Любовная зависимость может возникать по отношению к авторитетным лицам. В таком случае, сексуальная подоплека может явно и не проявляться. На первом месте стоит эмоциональная привязанность. Это испытали на себе те духовники, на которых не получившие любви женщины проецируют образ идеального мужчины, отца – и даже могут бороться между собой за обладание его вниманием. Взрослые Дети легко путают любовь с жалостью – и выходят замуж за склонного к алкоголизму. Чуть больше кто-то им уделил внимания – они готовы принять это за любовь – и «выскакивают» замуж, чтобы потом страдать от отсутствия любви.
5. Психологическое и физическое насилие со стороны родителя противоположного пола может привести к неспособности (страх, недоверие) к построению здоровых отношений с данным полом, и влечению к представителям своего пола (с ним - безопаснее). Подогреваемое пропагандой, это влечение может перерасти в гомосексуализизм. В более простом варианте – ВДДС страдают от неспособности создать семью (при встречах с противоположным полом, когда отношения доходят до вопросов доверия и эмоциональной открытости – возникает эффект отталкивания). Или – увлекаются теми представителями противоположного пола, которые похожи на родителя-насильника.
6. Повторение в своей собственной семье моделей дисфункциональных отношений родителей (т. наз. паттерны поведения). В жизни со «второй половиной» (как правило – тоже из ДС) будет удовлетворяться внутренняя неосознаваемая потребность жить не своей жизнью (ибо внутри – пустота), быть «жертвой», «спасателем», «органом опеки» - и есть кого винить в своих несчастьях. Правда же заключается в том, что они не умеют быть счастливыми. И в этом причина того, что и в семье, и в социуме они вступают в деструктивные отношения – с друзьями/подругами, с соседями, коллегами, подчиненными, работодателями.
Зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылкуПро чувство вины.
Признаки ложного чувства вины
Давайте рассмотрим признаки наличия у нас ложного или невротического чувства вины более подробно.
1. Почти постоянное чувство уныния.
Легкую степень уныния мы редко замечаем в себе. Признаки его — лень к делам спасения. Нам трудно заставить себя читать утреннее и вечернее молитвенное правило, поститься, воздерживаться от телесных наслаждений (у кого-то это — сладости, у кого-то — винопитие, у кого-то — смотрение телевизора или фильмов, блуждание в интернете, вариантов много).
2. В нашем «покаянии», а точнее, в чувстве вины не видно просвета. Оно неисчерпаемо.
Покаяние подобно мытью посуды. Чем больше моешь — тем посуда более чистая, сверкающая, красивая. А «делание» чувства вины не приносит ни малейшего улучшения состояния. Даже после исповеди нет никакого облегчения и успокоения, только лишь чувство выполненного долга: неприятная процедура позади.
3. Отсутствует подлинное чувство Божиего милосердия.
По книгам, по историям других людей, мы, конечно, знаем о милосердии Бога, мы знаем о земном подвиге Спасителя. Но все это как бы не касается непосредственно нас. В своей печали о своих грехах мы одиноки, Бог не помогает нам.
4. Трудно переносим критику.
Вот как говорит об этом психотерапевт Карен Хорни: «Одновременно с заявлениями о том, что он недостойный человек, невротик будет предъявлять огромные претензии на внимание и восхищение и обнаружит весьма явное нежелание соглашаться даже с малейшей критикой… Его чувствительность к причине может прикрываться мыслью, что переносима лишь дружеская критика или носящая конструктивный характер. Но эта мысль является только ? и противоречит фактам. Даже дружеский совет может вызвать гневную реакцию, ибо совет любого рода предполагает критику в связи с некоторым несовершенством».
Такой человек может возмутиться даже обличениям со стороны духовника, если духовник говорит о грехах, выходящих за рамки списка, представленного кающимся.
При этом такой человек зачастую тщеславится мелкими грехами, упоминаемыми им на исповеди, которыми он показывает духовнику свою особую внимательность к духовной жизни и чувствительность к прегрешениям.
5. Гордыня, отсутствует смирение.
Кроме непереносимости критики, у человека, страдающего ложным чувством вины, присутствуют и все прочие признаки гордыни: тщеславие, уныние, ропот и тревога в моменты испытаний, осуждение других людей и др.
6. Неосознанная жажда наказаний.
Человек, страдающий от невротического чувства вины, сам не сознавая того, ищет наказаний, поскольку наказание частично освобождает его от груза грехов, который он не способен сбросить с себя подлинным покаянием, а также является подтверждением справедливости его чувства вины.
Зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылкуСаша Вам еще нужно отлично разбираться в созависимости и зависимости,чем они отличаются.И конечно что такое виктимность.Сам себе и дирижер и режиссер и психолог.Нормы поведения у Вас же в норме.А муж-точно такой же человек с такими же требованиями норм поведения.Если он ведет себя как свинья за столом-с него и спрос.А то Вас он быстро во всех грехах мира обвинит))
Работайте,над собой самостоятельно.И самое главное и сыну будет интересно с Вами общаться-уже на более серьезные и взрослые темы.С собой тоже нужно разбираться.
И отличные статьи.
1.Сёмина Ирина (Эльфика) - Сказка о жертве
2.*Травма поколений* Людмила Петрановская, психолог:
Как же она все-таки передается, травма?
Понятно, что можно всегда все объяснить «потоком», «переплетениями», «родовой памятью» и т. д. , и, вполне возможно, что совсем без мистики и не обойдешься, но если попробовать? Взять только самый понятный, чисто семейный аспект, родительско-детские отношения, без политики и идеологии. О них потом как-нибудь.
Живет себе семья. Молодая совсем, только поженились, ждут ребеночка.
и т.д....