Управление психотравмой.
Добавлено: 16 мар 2020, 21:29
От семейной расстановки к расстановке травмы (по Ф.Рупперту)
Профессор, доктор психологических наук Франц Рупперт разработал собственную форму системных расстановок – расстановку травмы. В центре внимания расстановки травмы находятся травматические события, которые имели место в системе, их последствия для системы и сформированные ими судьбы отдельных людей. «Я все больше замечаю, что проблемы, из-за которых люди обращаются за помощью к терапевтам и консультантам, почти всегда носят характер травмы. А потому следует говорить не о семейных расстановках, но о расстановках травмы, если в терапевтической работе на передний план выходит травматичный опыт клиента.» (Ruppert 2007, с. 185-187)
Ресурсы как выход
Фразы типа «я чту полученную от вас жизнь, а остальное я сделаю сам» или предлагаемое Робертом Ланглотцем «я чту полученную от вас жизнь и потому защищаю ее от вас» (Langlotz 2006) cообщают клиенту чувство облегчения и в то же время дают ему понять, что система родительской семьи не может являться источником сил. Как правило, сказав их, клиент чувствует себя всеми оставленным, одиноким и без опоры. Я нашла для себя решение, путем появления в расстановке «ресурсов», например, ангелов-хранителей, будущее, любовь, жизнь, предков, силу женственности, силу мужественности и т.п. Действие потрясающее – расстановки получались насыщенными и ориентированными на решение. Клиент становился счастливым, интегрировав ресурсы в свою жизнь, причем долгое время его состояние оставалось хорошим и стабильным. Однако, когда эти клиенты снова приходили на семинар «за ресурсами», казалось, словно их силы со временем безвозвратно уходят. Я постоянно сталкивалась с этим феноменом, но пока не могла объяснить его себе.
Только благодаря модели Франца Рупперта, который исходит из того, что в ходе перенесенной травмы душа расщепляется на здоровую, выживающую и травмированную части, мне стало ясно, что выживающее «Я» нуждается в ресурсах, чтобы не прийти в соприкосновение с травмированным «Я». Для выживающего «Я» диссоциация является решением, а не проблемой (Ruppert 2007, с. 41). Все внимание и силы выживающего «Я» направлены на то, чтобы предотвратить контакт травматических воспоминаний с сознательным опытом. Выживающее «Я» живет в постоянном перенапряжении и тратит всю энергию или силы на поддержание диссоциации. Одна клиентка выразила это так: «Словно ресурсы со временем засасываются ненасытной глубокой черной дырой, которой все мало». Это свидетельствует о том, что ресурсы нужны выживающему «Я» для поддержания расщепления личности, а не для его преодоления; в силу постоянного предельного напряжения они быстро истощаются. Франц Рупперт пишет: «После травмы тело становится слугой двух господ: словно на одной лошади восседают два и даже больше всадника». (Там же с. 51)
Душевный раскол после травмы и его последствия
Уже в одной из первых публикаций Франц Рупперт собрал и описал признаки психической травмы (Ruppert, 2005). В угрожающей жизни ситуации активируются древние участки мозга, отвечающие за выживание, в том числе лимбическая система, вследствие чего запускаются в ход связанные с выживанием автоматические реакции: импульсы борьбы и бегства. Если борьба или бегство невозможны, например, в продолжительных ситуациях смертельной опасности, лимбическая система провоцирует состояние окаменения. В состоянии окаменения восприятие реальности и самовосприятие претерпевают серьезные изменения: чувства страха и боли исчезают. Человек, которому в этом состоянии наносятся тяжелые, даже смертельные, повреждения, почти не чувствует боли. В ходе этого удивительного механизма личность расщепляется на выживающее «Я» и травмированное «Я» (которому доступна вся информация о травме). Если перенесшему травму человеку впоследствии не удастся «переработать» травмирующее событие – то есть вспомнить, осмыслить и снова почувствовать диссоциированные чувства – душевный раскол сохранится. Для затронутых лиц это также значит возможность возникновения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). ПТСР может проявляться на телесном, душевном или духовном уровнях.
На телесном уровне посттравматическое стрессовое расстройство проявляется в виде серьезных заболеваний, поскольку важные сигналы и симптомы, например, боли, вовремя не были распознаны. В ряде случаев клиент вовремя не обращается к врачу, игнорирует симптомы или легкомысленно относится к ним. Такие телесные симптомы как мигрени, аритмии, боли в спине и т.д., делают жизнь невыносимой и (или) превращают её в череду походов по врачам, поскольку травматическая природа жалоб, как правило не распознается. Симптомы по большей части лечатся медикаментозно, а настоящее улучшение все заставляет себя ждать.
На душевном уровне перенесшие травмирующий опыт люди страдают от панических атак, чувства оставленности, внутреннего стресса, экзистенциальных страхов и т.п. А бывает наоборот, человек строит иллюзии относительно собственной неуязвимости и величия, которые чреваты опасными стратегиями поведения. Люди, которые постоянно попадают в угрожающие жизни ситуации, таким образом пытаются преодолеть свою травму и верят, что на этот раз им удастся контролировать положение.
На духовном уровне травмированные люди с головой уходят в религию или спиритуальные иллюзии. Бог, высший разум, вселенная, собственноручно избранный гуру, высшие силы, ангелы и другие поводыри становятся заменой родителей или инстанцией, контролирующей их судьбу. Иллюзии сообщают чувство безоговорочной любви. В то же время они объясняют собственное бессилие, сообщают веру в «больший план» по ту сторону нашего духовного и душевного потенциала, в котором все целесообразно и всему есть место, но никому не дано его постичь.
Отношения с другими людьми превращаются в сплошной хаос, когда из-за отсутствия чувства справедливости и понимания правды или лжи человек перестает различать, когда ему лгут, а когда нет. Духовная смута доходит до того, что даже рукоприкладство находит оправдание, сексуальное злоупотребление воспринимается как не такое уж ужасное, а изнасилование – как мужская слабость. В худшем случае клиент впадает в психотическое состояние, окончательно потеряв ориентацию и уже не в силах различить, где правда, а где ложь, где иллюзия, а где реальность. Потому травмы всегда сказываются на отношениях: на дружбе, любовных связях, на отношениях родителей и детей, а также на отношениях в других группах. Франц Рупперт пишет: «В большинстве случаев травма представляет собой социальное явление. Травмы и процессы привязанности тесно переплелись в человеческой душе». (Ruppert 2007, с. 56)
Четыре вида травмы и их последствия
Уже в монографии «Смятение душ» Франц Рупперт различает четыре вида травм (Ruppert 2002, C. 130):
– Экзистенциальная травма возникает в ходе угрожающих жизни ситуаций, в которых человек переживает смертельную опасность и смертельный страх.
– Травма потери возникает, в первую очередь, вследствие внезапной смерти близкого человека, с которым у затронутого лица есть (была) эмоциональная привязанность.
– Травма отношений возникает, когда первичные потребности ребенка в эмоциональной привязанности, то есть в любви, опоре и защищенности, не удовлетворяются родителями и прочная связь с родителями оказывается для него недостижимой, а родители отвергают ребенка, отворачиваются от него или даже злоупотребляют им.
– Травма системных отношений возникает, когда вся система семьи в целом, вся социальная группа или все общество оказывается под влиянием травмирующих событий, инициированных членами данной системы. Например, убийство, крайняя степень насилия, инцест. В случае травмы системных отношений даже невиновные члены системы не могут ее покинуть, поскольку их выживание зависит от нее.
Травма отношений и травма системных отношений вчера, сегодня и завтра
Когда я начала работать по методу Франца Рупперта, в первое время мне было трудно поверить своим глазам. Когда я отказалась от желания руководить расстановкой и уже не вмешивалась в происходящее как раньше, предлагая заместителям решения и указывая правильные места, а вместе с клиентом позволив расстановке свободно развиваться, в расстановках стала проявляться действительность, которая часто превосходила мои самые страшные фантазии. Насилие, сексуальное злоупотребление, эмоциональная холодность, халатность, убийство являются скорее правилом, чем исключением, как принято полагать, вернее как полагают наши выживающие компоненты «Я».
Мать, пережившая сексуальное злоупотребление и насилие, функционирующая исключительно в своей выживающей части, не может защитить своих детей от подобных вещей, поскольку последние ей не представляются такими уж ужасными. Так в расстановке дочери, которой злоупотребил отец, одна мать убежденно сказала:
– Пусть она не придуривается; ничего такого здесь нет.
Франц Рупперт пишет: «Когда мужчины и женщины со своими диссоциациями живут вместе, борясь друг с другом, цепляясь друг за друга и функционируя исключительно в стратегиях выживающих «Я», они творят вещи, которые даже в самой травмированной и эмоционально притупленной среде не могут считаться нормальными. Например, инцест с отцом или с матерью, половой акт с другими родственниками, братьями, сестрами, бесчисленные аборты на поздних сроках беременности, убийство младенцев сразу после рождения, выдаваемое за несчастный случай, убийство детей постарше, избавление от детей из инцестуальных связей, когда матери отдают их в детский дом или на усыновление». (Ruppert 2007, с. 106)
Если оглянуться на «историю детства», станет понятнее, почему мы сегодня почти каждый день читаем в газетах о мертвых новорожденных, найденных в мусоропроводе, о брошенных грудничках, о детях, подвергнувшихся злоупотреблению и сексуальной эксплуатации, о детях, умирающих от голода и жажды, о социальных работниках и педагогах, которые, наблюдая данные семьи, ничего не слышали и не видели… В прошлом в течение многих поколений детьми злоупотребляли, детей били, бросали и убивали. В Античности сексуальное злоупотребление было в порядке вещей, да и в Средневековье и в Новое время у детей не было защиты и надежности, которые необходимы ребенку для полноценного развития. Великие педагоги Просвещения – Кант, Руссо и Локк – распространяли трактаты о воспитании, которые переиздаются и читаются многими родителями и сегодня. А если перечитать биографии этих трех выдающихся философов Просвещения с фокусом внимания на детскую травму, многое станет ясным. Ни у Канта, ни у Локка детей не было, а Руссо отдал своих пятерых детей в воспитательный дом.
По причине собственной печальной истории многие родители сегодня не знают, что делать, и часто оказываются не в состоянии воспринять потребности своих детей. В то же время, требуют (часто неосознанно) удовлетворения собственных детских потребностей в как можно более безусловной любви. Дети оказываются не в силах соответствовать этим непомерным требованиям, по праву сопротивляются им и получают ярлык «гиперактивный, трудно воспитываемый ребенок, тиран». Супер-няни призваны помочь сегодняшним родителям справиться с потомками-тиранами. Требуется мужество, чтобы заглянуть в свое детство, потому что это может значить уход из родительской семьи. Чтобы внести ясность и поверить в себя, необходимо оставить всю ответственность родителям, какими бы тяжелыми не были их судьбы. Ребенку это не под силу, а взрослому человеку – вполне. Последнее означает - не упрекать, но поверить в свою эмоциональную реальность, серьезно относиться к ней, точь-в-точь как мы чувствовали в детстве. Пока родители скорее верят супер-няне и сомнительным советам книг по воспитанию, они по-прежнему будут растить детей с травмами отношений, а те впоследствии будут себе искать партнеров с травмами отношений. И игра начинается снова – на новом витке нисходящей спирали. (Похоже на межпоколенную передачу по М. Боуэну со снижением уровня дифференциации в каждом последующем поколении – прим. М. Бебчук).
Американский психоисторик Ллойд Демос открывает начатое им в 1974 году исследование «психогенетической истории детства» следующими словами: «История детства – кромешный кошмар, от которого мы только-только пробуждаемся. Чем дальше мы оглядываемся назад, обращаясь к истории, тем все менее приемлемым становится уход за детьми, забота о них и тем больше возрастает риск детских убийств, побоев, пыток и сексуального злоупотребления». (deMause 1980, с. 12). Леноре Терр в своей книге «Забыть ужасное, вспомнить целительное» пишет: «Пережитая травма часто превращается в навязчивое повторение. Только когда травматичный опыт выйдет на свет, наступит исцеление». (Terr, 1995).
Расстановка травмы по Францу Рупперту представляет собой неоценимый вклад в освещение реальной истории детства. На мой взгляд и по моему опыту – возможно самый важный вклад, который существует в терапии травмы. Потому что он не упускает из виду обе стороны медали: систему семейных отношений и ею спровоцированную индивидуальную травму. Это видение ново, насколько мне известно, его в такой предельной ясности до Франца Рупперта никто не высказывал.
Расстановки травмы – сродни свидетельским показаниям. Они проливают свет на духовное и эмоциональное расщепление, бредовые представления, иллюзии о совместной жизни людей и помогают клиенту мало-помалу обрести ясность. Он осознает, что случившееся с ним – далеко не нормально. Он постепенно учится снова доверять своим чувствам, учится отличать справедливое от несправедливого.
Расстановка травмы
Запрос клиента является центральным моментом расстановки. Франц Рупперт работает с составляющими личности, с различными частями «Я». Так в расстановке проявляются «выживающие» части личности, «травмированные» части и «здоровые». Расставленные части могут в контексте расстановки травмы свободно двигаться и говорить. Свобода заместителей не ограничивается никакими условиями, нет ни цензуры, ни внешнего вмешательства, ведущий не меняет позиций участников. Таким образом, в расстановке участвует не отец и не мать клиента, а соответствующие составляющие «Я» этого человека. Это значит, что мать в системе может быть представлена тремя заместителями, а сам клиент стоит в расстановке вместе с разными составляющими своей личности.
«Выживающие составляющие», как правило, хорошо функционируют, контролируют положение, строят иллюзии и не имеют контакта с «травмированными частями» личности. «Травмированные составляющие» часто ведут себя беспомощно, бессильно, выглядят окаменевшими, отрешенными и погруженными в себя. «Здоровые части» обладают способностью выражать сочувствие, боль, грусть или гнев.
В расстановке проявляются диссоциации и симбиотические переплетения судеб, которые возникают вследствие перенесенного травмирующего события. Например, в расстановке, темой которой являлось злоупотребление отцом дочерью, одна часть клиентки предлагала себя отцу и была готова сделать для него все, лишь бы получить его любовь. Другая часть клиентки, погрузившись в себя, сидела в углу на корточках с отрешенным видом, а третья часть хотела наложить на себя руки, чтобы не сойти с ума. Наблюдая за отцом, можно было увидеть, что одна его часть нуждалась в клиентке для удовлетворения своих потребностей, а другая часть сопротивлялась этому и хотела освободиться от клиентки. Поскольку свободу заместителей ничто не стесняло, раскол нашел внешнее выражение в действиях участников расстановки. И клиентка поняла, что одна ее часть была готова сделать все для отца, чтобы избежать соприкосновения с болью, предательством, скорбью и помешательством. В этом случае нам удалось сделать первый шаг на пути к «внутреннему исцелению», по выражению Франца Рупперта: клиентка смогла увидеть травмированного ребенка в себе и испытать сочувствие к себе и своему душевному разладу.
Францу Рупперту важно, чтобы клиент понял, почему произошло расщепление. Тогда клиент почувствует и увидит причинно-следственные связи между пережитой травмой и его жизненной ситуацией. Главная цель терапевтической работы заключается в устранении душевного раскола и обретение клиентом опоры в себе самом. Важно, чтобы клиент вспомнил и осознал весь ужас случившегося с ним, тогда он проникнется сочувствием к себе и к своим душевным ранам. Это сочувствие не следует путать с жалостью к себе. Здесь речь идет о ласковом чувстве понимания и любви к себе. Удастся оно – отпадет надобность в иллюзиях, позитивных аффирмациях и прочих трюках выживающего «Я» для подтверждения своей правоты, поскольку диссоциированный человек в себя и в силу расщепления по-настоящему не верит.
Если принять и признать собственные травмы, в один прекрасный день травма отойдет в прошлое.
Здоровые душевные структуры
В приведенных выше случаях я описываю реакции выживающих частей. Травмированные части часто словно застывают в ситуации травмы. Они не развиваются дальше, остаются бессильными, беспомощными, окаменелыми –жизнь будто проходит мимо них. Они дают о себе знать посредством так называемых триггеров или ключевых раздражителей. Это могут быть запахи, звуки, жесты и т.п., которые будят воспоминание о травме, причем так, словно травма продолжается в данную секунду: человек снова оказывается в том же душевном состоянии, что и в ситуации травмы (см. Ruppert 2007, C. 35).
Франц Рупперт исходит из того, что травматичные переживания не разрушают здоровые части «Я» перенесшего травму человека. Они состоят из хорошо интегрированных душевных структур, которые были в наличии на момент травмы и могли развиваться дальше и после травмы несмотря на травмирование. Существует здоровый гнев, который помогает отстаивать свои границы и интересы. Существует здоровый страх, который предупреждает нас о реальной опасности. Существует здоровая любовь, сердечная и несобственническая. Существует здоровая скорбь, которая помогает выразить сильную боль. Существует здоровое чувство стыда, которое определяет наше социальное или сексуальное поведение и охраняет других людей от нас. Здоровые части «Я» – всегда настоящие, подлинные, честные, почтительные и правдивые (см. Ruppert 2007, C. 32).
Значение здоровых частей «Я» для терапевтического процесса невозможно переоценить, ведь они способны понять, что душевное расщепление является важным механизмом выживания, который, как правило, не остановить и не повернуть вспять без посторонней помощи. Они распознают иллюзии, построенные выживающими частями и с любовью и сочувствием относятся к травмированным частям. Этот процесс Франц Рупперт называет путем к «внутреннему исцелению».
Биргит Ассель
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Отправлено спустя 6 минут 34 секунды:
7 видов насилия
По определению большинства государственных служб социальной защиты, насилие может проявляться в пренебрежительном отношении и лишении заботы, а также в применении сексуальных или физических воздействий.
Но синяк не должен быть условием для доказательства жестокого поведения. Есть много других способов оскорбить человека.
Насилие может быть манипуляцией, эксплуатацией, жестоким обращением, пренебрежением, жестокостью, вредом, нанесением обиды. Семь видов проявления насилия - физическое, психологическое, вербальное, эмоциональное, экономическое, сексуальное и моральное.
Следующий список не является исчерпывающим, а скорее предоставляет возможность изучить, оценить и обсудить любое потенциально деструктивное поведение.
Физическое насилие. Проявления:
Запугивание, шантаж.
Изоляция - ограничение вашей способности уйти или оставление вас в опасных ситуациях.
Ограничение свободы - вас ограничивают и удерживают, блокируя выходы, хватая при попытке уйти, запирая двери без ключа или связывая.
Агрессия - удары, пинки, удары кулаком, выкручивание рук, толчки, избиения, укусы, шлепки, удары предметами, удушение, дергание за волосы, волочение, поджигание, порезы, принудительное кормление (включая передозировку или злоупотребление наркотиками).
Угроза - словесные угрозы убить вас или кого-то, кого вы знаете или любите, смешанные с физическим насилием и применением оружия.
Психологическое насилие. Проявления:
Ярость - интенсивный, яростный гнев, который приходит из ниоткуда, обычно из-за ничего, поражая и принуждая человека к согласию или молчанию.
Газлайтинг - ложь о прошлом, заставляющая вас сомневаться в своей памяти, восприятии и здравомыслии. Абьюзер утверждает и дает доказательства прошлого неправильного поведения, что еще больше вызывает у вас сомнения.
Пристальный взгляд - напряженный взгляд без каких-либо чувств за ним, часто сочетающийся с молчаливым бойкотом.
Молчание (бойкот) - наказание игнорированием. У абьюзера также есть история вычеркивания других из своей жизни насовсем по мелочам.
Проекция - обидчик сваливает свои проблемы на вас, как будто вы это сделали.
Искажение - при конфликте, абьюзер искажает происходящее, чтобы обвинить вас в своих действиях. Обидчик не будет брать на себя ответственность за свое поведение и вместо этого настаивать на извинениях от вас.
Манипуляция - угрозы, чтобы заставить ваш худший страх сбыться (такие как оставление вас, неверность или отвержение).
Карта Жертвы - когда все остальное терпит неудачу, обидчик «достает из рукава» карту жертвы, чтобы получить сочувствие и далее контролировать ваше поведение.
Вербальное насилие. Проявления:
Крайности в громкости и тоне голоса - один из способов состоит в том, чтобы увеличить громкость при помощи крика, ора, ярости. Второй - полное молчание, игнорирование и отказ отвечать.
Устрашающие слова - обидчик ругается и использует угрозы, когда вы отказываетесь делать то, что они хотят.
Напряженная манера речи - это аргументация, соперничество, сарказм и требовательность. Обидчик часто перебивает, пересказывает, утаивает ключевую информацию, и допрашивает.
Личные нападки - распространенные примеры включают критику, обзывательство, насмешливые ответы, клевета, ругательства и осуждения.
Отсутствие извинений - обидчик отказывается брать на себя ответственность, становится враждебным, обесценивает или отвергает ваши чувства, лжет и легко забывает обещания или обязательства.
Игра в обвинения «Кто виноват?» – все, что идет не так, - это ваша вина. Обвиняет вас в том, что вы слишком чувствительны, чрезмерно критичен к вашим реакциям, преувеличивает ваши чувства и выступает против ваших мнений.
Запугивание - типичные высказывания включают: "если бы ты только..., тогда мне не пришлось бы быть таким», ” ты шуток не понимаешь“,” проблема с тобой... “ и " этого (оскорбления) на самом деле не было.”
Эмоциональное насилие. Проявления:
Придирки - все, что важно для вас сводится к минимуму по сравнению с повесткой дня обидчика. Он принижает ваши достижения, стремления или личность перед другими. Поддразнивание или сарказм обычно используются для унижения и издевательства.
Смущение / стыд - обидчик делится личной информацией без вашего согласия, относится к вам как к ребенку или выставляет какое-то позорное событие. Постоянно напоминает вам о ваших недостатках, часто в пассивно-агрессивном ключе.
Повышенная тревожность - легко стать тревожным, когда спрашивают о каждом движении, мотиве или склонности. Вы чувствуете себя подавленным от чрезмерной ответственности, которую абьюзер сваливает на вас. Он также ожидает, что вы бросите все, чтобы "поднять ему настроение".
Чрезмерные обвинения - обидчик утверждает, что он должен быть самым важным человеком в вашей жизни. Заботиться о себе - эгоистично с вашей стороны.
Беззащитность и ненадежность - вас «подгоняют» под нереалистичный, недостижимый или неустойчивый стандарт. Затем, когда вы терпите неудачу, абьюзер обращается с вами как с низшим существом.
Слияние - рассматриваетесь как продолжение обидчика, а не отдельное лицо.
Отчуждение - принижение друзей и семьи, превращение ваших социальной деятельности в кошмар (он же будет удивительно очарователен в своих социальных контактах).
Гнев / страх - обидчик создает гневную реакцию, действуя незрело и эгоистично, но затем обвиняет вас в таком поведении. Использование запугивания, угроз, устрашающего поведения или уничтожения заветного имущества.
Враждебность / неприятие - преследование в доме и вне его. Отказ признавать ценность, удерживая любовь или близость, создает угрозу отвержения.
Экономическое насилие. Проявления:
Запрещенный доступ - к деньгам, счетам или имуществу, чтобы создать зависимость от абьюхера в отношении еды, одежды, жилья и предметов первой необходимости. Обидчик ведет секретные счета в различных финансовых учреждениях. Опустошает счета без ведома.
Воровство - кражи, обман или отнятие семейного бюджета и ожидание, что никто ему не возразит.
Собственность - требует, чтобы все финансовые подарки, активы или наследства были записаны на его имя. Открывайте банковские счета на свое имя, не давая доступа к записям. Аннулирует страхование жизни, здоровья, автомобиля или дома без вашего предварительного ведома и согласия.
Зарплата - заставляет передавать вашу заработную плату на свой счет и и хранить средства там же.
Счета / Кредит - открывает все счета или кредитные карты на ваше имя. Активы - на его имя, но долг - на ваше имя. Снимает денежные средства с карт без вашего ведома и портит ваш кредитный рейтинг.
Налоги - фальсифицирует налоговые записи, чтобы показать большие сокращения налоговых льгот и ожидает, что вы подпишете документы без вопросов.
Бюджет - ставит вас на строгое пособие с невозможным "бюджетом", тем самым настраивая вас на неудачу. Предусматривает наказание за трату в виде словесного, физического, сексуального или эмоционального насилия.
Карьера - запрещает вам зарабатывать деньги, посещать занятия или продвигаться по карьерной лестнице.
Работа - вмешивается в рабочую среду, позвонив вашему начальству. Настаивает на том, чтобы иметь доступ к рабочим электронным письмам и календарю, зная подробности о работе, что является чрезмерным, непрофессиональным и нарушает конфиденциальность. Беспокоит вас во время работы (визиты без предупреждения, чрезмерные телефонные звонки или текстовые сообщения, чтобы негативно повлиять на работу).
Сексуальное насилие. Проявления:
Груминг - формирование доверительных отношений, призванный застать вас врасплох, создать чувство трепета и проверить, подчинитесь ли вы.
Яростная ревность – требует, чтобы вы рассказали все о ваших предыдущих сексуальных партнерах. Затем использует эту информацию, чтобы назвать вас «шлюхой». Частые обвинения в том, что вас привлекают другие, вы флиртуете, выставляете напоказ свое тело и обманываете.
Тактика принуждения - использование домогательств, чувства вины, стыда, вины или ярости, чтобы принудить вас к сексу. Он ворчит, «обижается», становится раздражительным, пока вы не уступите.
Угрожает изменой - напоминает о возможности измены для того, чтобы запугать вас и принудить к половым актам.
Разжигание страха - вы подчиняетесь нежелательным половым актам из страха, что вас ударят, оставят, унизят, накажут, предадут или вычтут деньги.
Отказ в сексе, «изъятие» секса из отношений - некоторые абьюзеры полностью «изымают» весь секс из отношений без причины. Любые просьбы о сексе встречают насмешками, и чрезмерными оправданиями воздержания.
Ультиматумы - для обидчика ваше тело принадлежит ему, а его тело - тоже ему. Ультиматумы включают требования похудеть, ухаживать определенным образом, принудительную беременность или аборт, а также запрет на грудное вскармливание.
Разрушение принципов - ваши прежние сексуальные стандарты уничтожаются. Например, участие в порнографии, проституции, наличие нескольких партнеров одновременно или секс с животными было полностью исключено, но теперь это становится приемлемым.
Изнасилование - определяется изнасилование как "проникновение, независимо от того, насколько незначительное, во влагалище или анус любой частью тела или предметом, или оральное проникновение половым органом другого человека, без согласия жертвы на это.”
Унижающие достоинство действия - унижение с точки зрения свидетеля. Абьюзер не будет рассматривать эти действия как унизительные, но вы можете. Вот несколько примеров: мочеиспускание на человека или принудительный секс в общественных местах.
Садистский секс - есть две формы садистских половых актов: мягкий (также известный как S&M) и жестокий, который может привести к смерти. Мягкие примеры включают в себя ролевые игры "хозяин-раб", обездвиживание вас с помощью наркотиков или алкоголя, введение боли (порка) во время секса, ограничение вас клеткой, завязывание глаз или зажим половых органов. К серьезным примерам относятся: физические избиения, удушение, психологические пытки, поджигание, порезы, нанесение ножевых ранений, вампиризм и убийство до, во время или после секса.
Моральное насилие. Проявления:
Дихотомическое мышление - абьюзер делит людей на два типа. Те, кто с ним согласен, и те, кто не согласен. Высмеивает, принижает и демонстрирует предубеждение по отношению к другим убеждениям.
Элитизм - отказывается общаться с людьми или группами, которых он считает нечистыми или нечестивыми.
Подчинение - требует, чтобы вы полностью приняли его точку зрения. Здесь нет места для разногласий или сомнений в его авторитете. Оскорбления, наказание и игра «в молчанку»-это обычные маневры для достижения согласия.
Навешивание ярлыков - люди, которые не соблюдают их убеждений, рассматриваются как непослушные, упрямые, лишенные веры, упрямые или враги.
Публичная исполненительность - требование совершенства и счастья во все времена. Религиозная деятельность, такая как посещение церкви, имеет крайние требования, чрезмерные ожидания и жесткость.
Жесткое соблюдение законов - строгое соблюдение правил и предписаний абьюзера сопровождается абсолютными утверждениями даже незначительных вопросов, - таких как цвет волос или стиль. Несоблюдение этого требования сопровождается суровой дисциплиной.
Слепое повиновение - ожидаемо. Абьюзер заменил религию собой, и люди должны поклоняться ему.
Злоупотребление властью - использование положения или полномочий для потворства своей личной выгоде, которая часто является финансовой. Оправдывает свое поведение, говоря, что он этого заслуживает.
Обман, мошенничество, махинации - совершение уголовных проступков или сокрытие преступлений других лиц. Это включает в себя сокрытие сексуального насилия, физического насилия, финансовых преступлений и проступков.
------------------------------------------------------
Напоминание: этот список является отправной точкой для обсуждения. Есть много других способов, которыми человек может быть подвергнут насилию, таким как применение насилия сотрудниками ОВД, насилие над пожилыми людьми и неудовлетворение основных потребностей. Если вы испытываете насилие над собой, пожалуйста, обратитесь за помощью к специалисту.
Профессор, доктор психологических наук Франц Рупперт разработал собственную форму системных расстановок – расстановку травмы. В центре внимания расстановки травмы находятся травматические события, которые имели место в системе, их последствия для системы и сформированные ими судьбы отдельных людей. «Я все больше замечаю, что проблемы, из-за которых люди обращаются за помощью к терапевтам и консультантам, почти всегда носят характер травмы. А потому следует говорить не о семейных расстановках, но о расстановках травмы, если в терапевтической работе на передний план выходит травматичный опыт клиента.» (Ruppert 2007, с. 185-187)
Ресурсы как выход
Фразы типа «я чту полученную от вас жизнь, а остальное я сделаю сам» или предлагаемое Робертом Ланглотцем «я чту полученную от вас жизнь и потому защищаю ее от вас» (Langlotz 2006) cообщают клиенту чувство облегчения и в то же время дают ему понять, что система родительской семьи не может являться источником сил. Как правило, сказав их, клиент чувствует себя всеми оставленным, одиноким и без опоры. Я нашла для себя решение, путем появления в расстановке «ресурсов», например, ангелов-хранителей, будущее, любовь, жизнь, предков, силу женственности, силу мужественности и т.п. Действие потрясающее – расстановки получались насыщенными и ориентированными на решение. Клиент становился счастливым, интегрировав ресурсы в свою жизнь, причем долгое время его состояние оставалось хорошим и стабильным. Однако, когда эти клиенты снова приходили на семинар «за ресурсами», казалось, словно их силы со временем безвозвратно уходят. Я постоянно сталкивалась с этим феноменом, но пока не могла объяснить его себе.
Только благодаря модели Франца Рупперта, который исходит из того, что в ходе перенесенной травмы душа расщепляется на здоровую, выживающую и травмированную части, мне стало ясно, что выживающее «Я» нуждается в ресурсах, чтобы не прийти в соприкосновение с травмированным «Я». Для выживающего «Я» диссоциация является решением, а не проблемой (Ruppert 2007, с. 41). Все внимание и силы выживающего «Я» направлены на то, чтобы предотвратить контакт травматических воспоминаний с сознательным опытом. Выживающее «Я» живет в постоянном перенапряжении и тратит всю энергию или силы на поддержание диссоциации. Одна клиентка выразила это так: «Словно ресурсы со временем засасываются ненасытной глубокой черной дырой, которой все мало». Это свидетельствует о том, что ресурсы нужны выживающему «Я» для поддержания расщепления личности, а не для его преодоления; в силу постоянного предельного напряжения они быстро истощаются. Франц Рупперт пишет: «После травмы тело становится слугой двух господ: словно на одной лошади восседают два и даже больше всадника». (Там же с. 51)
Душевный раскол после травмы и его последствия
Уже в одной из первых публикаций Франц Рупперт собрал и описал признаки психической травмы (Ruppert, 2005). В угрожающей жизни ситуации активируются древние участки мозга, отвечающие за выживание, в том числе лимбическая система, вследствие чего запускаются в ход связанные с выживанием автоматические реакции: импульсы борьбы и бегства. Если борьба или бегство невозможны, например, в продолжительных ситуациях смертельной опасности, лимбическая система провоцирует состояние окаменения. В состоянии окаменения восприятие реальности и самовосприятие претерпевают серьезные изменения: чувства страха и боли исчезают. Человек, которому в этом состоянии наносятся тяжелые, даже смертельные, повреждения, почти не чувствует боли. В ходе этого удивительного механизма личность расщепляется на выживающее «Я» и травмированное «Я» (которому доступна вся информация о травме). Если перенесшему травму человеку впоследствии не удастся «переработать» травмирующее событие – то есть вспомнить, осмыслить и снова почувствовать диссоциированные чувства – душевный раскол сохранится. Для затронутых лиц это также значит возможность возникновения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). ПТСР может проявляться на телесном, душевном или духовном уровнях.
На телесном уровне посттравматическое стрессовое расстройство проявляется в виде серьезных заболеваний, поскольку важные сигналы и симптомы, например, боли, вовремя не были распознаны. В ряде случаев клиент вовремя не обращается к врачу, игнорирует симптомы или легкомысленно относится к ним. Такие телесные симптомы как мигрени, аритмии, боли в спине и т.д., делают жизнь невыносимой и (или) превращают её в череду походов по врачам, поскольку травматическая природа жалоб, как правило не распознается. Симптомы по большей части лечатся медикаментозно, а настоящее улучшение все заставляет себя ждать.
На душевном уровне перенесшие травмирующий опыт люди страдают от панических атак, чувства оставленности, внутреннего стресса, экзистенциальных страхов и т.п. А бывает наоборот, человек строит иллюзии относительно собственной неуязвимости и величия, которые чреваты опасными стратегиями поведения. Люди, которые постоянно попадают в угрожающие жизни ситуации, таким образом пытаются преодолеть свою травму и верят, что на этот раз им удастся контролировать положение.
На духовном уровне травмированные люди с головой уходят в религию или спиритуальные иллюзии. Бог, высший разум, вселенная, собственноручно избранный гуру, высшие силы, ангелы и другие поводыри становятся заменой родителей или инстанцией, контролирующей их судьбу. Иллюзии сообщают чувство безоговорочной любви. В то же время они объясняют собственное бессилие, сообщают веру в «больший план» по ту сторону нашего духовного и душевного потенциала, в котором все целесообразно и всему есть место, но никому не дано его постичь.
Отношения с другими людьми превращаются в сплошной хаос, когда из-за отсутствия чувства справедливости и понимания правды или лжи человек перестает различать, когда ему лгут, а когда нет. Духовная смута доходит до того, что даже рукоприкладство находит оправдание, сексуальное злоупотребление воспринимается как не такое уж ужасное, а изнасилование – как мужская слабость. В худшем случае клиент впадает в психотическое состояние, окончательно потеряв ориентацию и уже не в силах различить, где правда, а где ложь, где иллюзия, а где реальность. Потому травмы всегда сказываются на отношениях: на дружбе, любовных связях, на отношениях родителей и детей, а также на отношениях в других группах. Франц Рупперт пишет: «В большинстве случаев травма представляет собой социальное явление. Травмы и процессы привязанности тесно переплелись в человеческой душе». (Ruppert 2007, с. 56)
Четыре вида травмы и их последствия
Уже в монографии «Смятение душ» Франц Рупперт различает четыре вида травм (Ruppert 2002, C. 130):
– Экзистенциальная травма возникает в ходе угрожающих жизни ситуаций, в которых человек переживает смертельную опасность и смертельный страх.
– Травма потери возникает, в первую очередь, вследствие внезапной смерти близкого человека, с которым у затронутого лица есть (была) эмоциональная привязанность.
– Травма отношений возникает, когда первичные потребности ребенка в эмоциональной привязанности, то есть в любви, опоре и защищенности, не удовлетворяются родителями и прочная связь с родителями оказывается для него недостижимой, а родители отвергают ребенка, отворачиваются от него или даже злоупотребляют им.
– Травма системных отношений возникает, когда вся система семьи в целом, вся социальная группа или все общество оказывается под влиянием травмирующих событий, инициированных членами данной системы. Например, убийство, крайняя степень насилия, инцест. В случае травмы системных отношений даже невиновные члены системы не могут ее покинуть, поскольку их выживание зависит от нее.
Травма отношений и травма системных отношений вчера, сегодня и завтра
Когда я начала работать по методу Франца Рупперта, в первое время мне было трудно поверить своим глазам. Когда я отказалась от желания руководить расстановкой и уже не вмешивалась в происходящее как раньше, предлагая заместителям решения и указывая правильные места, а вместе с клиентом позволив расстановке свободно развиваться, в расстановках стала проявляться действительность, которая часто превосходила мои самые страшные фантазии. Насилие, сексуальное злоупотребление, эмоциональная холодность, халатность, убийство являются скорее правилом, чем исключением, как принято полагать, вернее как полагают наши выживающие компоненты «Я».
Мать, пережившая сексуальное злоупотребление и насилие, функционирующая исключительно в своей выживающей части, не может защитить своих детей от подобных вещей, поскольку последние ей не представляются такими уж ужасными. Так в расстановке дочери, которой злоупотребил отец, одна мать убежденно сказала:
– Пусть она не придуривается; ничего такого здесь нет.
Франц Рупперт пишет: «Когда мужчины и женщины со своими диссоциациями живут вместе, борясь друг с другом, цепляясь друг за друга и функционируя исключительно в стратегиях выживающих «Я», они творят вещи, которые даже в самой травмированной и эмоционально притупленной среде не могут считаться нормальными. Например, инцест с отцом или с матерью, половой акт с другими родственниками, братьями, сестрами, бесчисленные аборты на поздних сроках беременности, убийство младенцев сразу после рождения, выдаваемое за несчастный случай, убийство детей постарше, избавление от детей из инцестуальных связей, когда матери отдают их в детский дом или на усыновление». (Ruppert 2007, с. 106)
Если оглянуться на «историю детства», станет понятнее, почему мы сегодня почти каждый день читаем в газетах о мертвых новорожденных, найденных в мусоропроводе, о брошенных грудничках, о детях, подвергнувшихся злоупотреблению и сексуальной эксплуатации, о детях, умирающих от голода и жажды, о социальных работниках и педагогах, которые, наблюдая данные семьи, ничего не слышали и не видели… В прошлом в течение многих поколений детьми злоупотребляли, детей били, бросали и убивали. В Античности сексуальное злоупотребление было в порядке вещей, да и в Средневековье и в Новое время у детей не было защиты и надежности, которые необходимы ребенку для полноценного развития. Великие педагоги Просвещения – Кант, Руссо и Локк – распространяли трактаты о воспитании, которые переиздаются и читаются многими родителями и сегодня. А если перечитать биографии этих трех выдающихся философов Просвещения с фокусом внимания на детскую травму, многое станет ясным. Ни у Канта, ни у Локка детей не было, а Руссо отдал своих пятерых детей в воспитательный дом.
По причине собственной печальной истории многие родители сегодня не знают, что делать, и часто оказываются не в состоянии воспринять потребности своих детей. В то же время, требуют (часто неосознанно) удовлетворения собственных детских потребностей в как можно более безусловной любви. Дети оказываются не в силах соответствовать этим непомерным требованиям, по праву сопротивляются им и получают ярлык «гиперактивный, трудно воспитываемый ребенок, тиран». Супер-няни призваны помочь сегодняшним родителям справиться с потомками-тиранами. Требуется мужество, чтобы заглянуть в свое детство, потому что это может значить уход из родительской семьи. Чтобы внести ясность и поверить в себя, необходимо оставить всю ответственность родителям, какими бы тяжелыми не были их судьбы. Ребенку это не под силу, а взрослому человеку – вполне. Последнее означает - не упрекать, но поверить в свою эмоциональную реальность, серьезно относиться к ней, точь-в-точь как мы чувствовали в детстве. Пока родители скорее верят супер-няне и сомнительным советам книг по воспитанию, они по-прежнему будут растить детей с травмами отношений, а те впоследствии будут себе искать партнеров с травмами отношений. И игра начинается снова – на новом витке нисходящей спирали. (Похоже на межпоколенную передачу по М. Боуэну со снижением уровня дифференциации в каждом последующем поколении – прим. М. Бебчук).
Американский психоисторик Ллойд Демос открывает начатое им в 1974 году исследование «психогенетической истории детства» следующими словами: «История детства – кромешный кошмар, от которого мы только-только пробуждаемся. Чем дальше мы оглядываемся назад, обращаясь к истории, тем все менее приемлемым становится уход за детьми, забота о них и тем больше возрастает риск детских убийств, побоев, пыток и сексуального злоупотребления». (deMause 1980, с. 12). Леноре Терр в своей книге «Забыть ужасное, вспомнить целительное» пишет: «Пережитая травма часто превращается в навязчивое повторение. Только когда травматичный опыт выйдет на свет, наступит исцеление». (Terr, 1995).
Расстановка травмы по Францу Рупперту представляет собой неоценимый вклад в освещение реальной истории детства. На мой взгляд и по моему опыту – возможно самый важный вклад, который существует в терапии травмы. Потому что он не упускает из виду обе стороны медали: систему семейных отношений и ею спровоцированную индивидуальную травму. Это видение ново, насколько мне известно, его в такой предельной ясности до Франца Рупперта никто не высказывал.
Расстановки травмы – сродни свидетельским показаниям. Они проливают свет на духовное и эмоциональное расщепление, бредовые представления, иллюзии о совместной жизни людей и помогают клиенту мало-помалу обрести ясность. Он осознает, что случившееся с ним – далеко не нормально. Он постепенно учится снова доверять своим чувствам, учится отличать справедливое от несправедливого.
Расстановка травмы
Запрос клиента является центральным моментом расстановки. Франц Рупперт работает с составляющими личности, с различными частями «Я». Так в расстановке проявляются «выживающие» части личности, «травмированные» части и «здоровые». Расставленные части могут в контексте расстановки травмы свободно двигаться и говорить. Свобода заместителей не ограничивается никакими условиями, нет ни цензуры, ни внешнего вмешательства, ведущий не меняет позиций участников. Таким образом, в расстановке участвует не отец и не мать клиента, а соответствующие составляющие «Я» этого человека. Это значит, что мать в системе может быть представлена тремя заместителями, а сам клиент стоит в расстановке вместе с разными составляющими своей личности.
«Выживающие составляющие», как правило, хорошо функционируют, контролируют положение, строят иллюзии и не имеют контакта с «травмированными частями» личности. «Травмированные составляющие» часто ведут себя беспомощно, бессильно, выглядят окаменевшими, отрешенными и погруженными в себя. «Здоровые части» обладают способностью выражать сочувствие, боль, грусть или гнев.
В расстановке проявляются диссоциации и симбиотические переплетения судеб, которые возникают вследствие перенесенного травмирующего события. Например, в расстановке, темой которой являлось злоупотребление отцом дочерью, одна часть клиентки предлагала себя отцу и была готова сделать для него все, лишь бы получить его любовь. Другая часть клиентки, погрузившись в себя, сидела в углу на корточках с отрешенным видом, а третья часть хотела наложить на себя руки, чтобы не сойти с ума. Наблюдая за отцом, можно было увидеть, что одна его часть нуждалась в клиентке для удовлетворения своих потребностей, а другая часть сопротивлялась этому и хотела освободиться от клиентки. Поскольку свободу заместителей ничто не стесняло, раскол нашел внешнее выражение в действиях участников расстановки. И клиентка поняла, что одна ее часть была готова сделать все для отца, чтобы избежать соприкосновения с болью, предательством, скорбью и помешательством. В этом случае нам удалось сделать первый шаг на пути к «внутреннему исцелению», по выражению Франца Рупперта: клиентка смогла увидеть травмированного ребенка в себе и испытать сочувствие к себе и своему душевному разладу.
Францу Рупперту важно, чтобы клиент понял, почему произошло расщепление. Тогда клиент почувствует и увидит причинно-следственные связи между пережитой травмой и его жизненной ситуацией. Главная цель терапевтической работы заключается в устранении душевного раскола и обретение клиентом опоры в себе самом. Важно, чтобы клиент вспомнил и осознал весь ужас случившегося с ним, тогда он проникнется сочувствием к себе и к своим душевным ранам. Это сочувствие не следует путать с жалостью к себе. Здесь речь идет о ласковом чувстве понимания и любви к себе. Удастся оно – отпадет надобность в иллюзиях, позитивных аффирмациях и прочих трюках выживающего «Я» для подтверждения своей правоты, поскольку диссоциированный человек в себя и в силу расщепления по-настоящему не верит.
Если принять и признать собственные травмы, в один прекрасный день травма отойдет в прошлое.
Здоровые душевные структуры
В приведенных выше случаях я описываю реакции выживающих частей. Травмированные части часто словно застывают в ситуации травмы. Они не развиваются дальше, остаются бессильными, беспомощными, окаменелыми –жизнь будто проходит мимо них. Они дают о себе знать посредством так называемых триггеров или ключевых раздражителей. Это могут быть запахи, звуки, жесты и т.п., которые будят воспоминание о травме, причем так, словно травма продолжается в данную секунду: человек снова оказывается в том же душевном состоянии, что и в ситуации травмы (см. Ruppert 2007, C. 35).
Франц Рупперт исходит из того, что травматичные переживания не разрушают здоровые части «Я» перенесшего травму человека. Они состоят из хорошо интегрированных душевных структур, которые были в наличии на момент травмы и могли развиваться дальше и после травмы несмотря на травмирование. Существует здоровый гнев, который помогает отстаивать свои границы и интересы. Существует здоровый страх, который предупреждает нас о реальной опасности. Существует здоровая любовь, сердечная и несобственническая. Существует здоровая скорбь, которая помогает выразить сильную боль. Существует здоровое чувство стыда, которое определяет наше социальное или сексуальное поведение и охраняет других людей от нас. Здоровые части «Я» – всегда настоящие, подлинные, честные, почтительные и правдивые (см. Ruppert 2007, C. 32).
Значение здоровых частей «Я» для терапевтического процесса невозможно переоценить, ведь они способны понять, что душевное расщепление является важным механизмом выживания, который, как правило, не остановить и не повернуть вспять без посторонней помощи. Они распознают иллюзии, построенные выживающими частями и с любовью и сочувствием относятся к травмированным частям. Этот процесс Франц Рупперт называет путем к «внутреннему исцелению».
Биргит Ассель
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Отправлено спустя 6 минут 34 секунды:
7 видов насилия
По определению большинства государственных служб социальной защиты, насилие может проявляться в пренебрежительном отношении и лишении заботы, а также в применении сексуальных или физических воздействий.
Но синяк не должен быть условием для доказательства жестокого поведения. Есть много других способов оскорбить человека.
Насилие может быть манипуляцией, эксплуатацией, жестоким обращением, пренебрежением, жестокостью, вредом, нанесением обиды. Семь видов проявления насилия - физическое, психологическое, вербальное, эмоциональное, экономическое, сексуальное и моральное.
Следующий список не является исчерпывающим, а скорее предоставляет возможность изучить, оценить и обсудить любое потенциально деструктивное поведение.
Физическое насилие. Проявления:
Запугивание, шантаж.
Изоляция - ограничение вашей способности уйти или оставление вас в опасных ситуациях.
Ограничение свободы - вас ограничивают и удерживают, блокируя выходы, хватая при попытке уйти, запирая двери без ключа или связывая.
Агрессия - удары, пинки, удары кулаком, выкручивание рук, толчки, избиения, укусы, шлепки, удары предметами, удушение, дергание за волосы, волочение, поджигание, порезы, принудительное кормление (включая передозировку или злоупотребление наркотиками).
Угроза - словесные угрозы убить вас или кого-то, кого вы знаете или любите, смешанные с физическим насилием и применением оружия.
Психологическое насилие. Проявления:
Ярость - интенсивный, яростный гнев, который приходит из ниоткуда, обычно из-за ничего, поражая и принуждая человека к согласию или молчанию.
Газлайтинг - ложь о прошлом, заставляющая вас сомневаться в своей памяти, восприятии и здравомыслии. Абьюзер утверждает и дает доказательства прошлого неправильного поведения, что еще больше вызывает у вас сомнения.
Пристальный взгляд - напряженный взгляд без каких-либо чувств за ним, часто сочетающийся с молчаливым бойкотом.
Молчание (бойкот) - наказание игнорированием. У абьюзера также есть история вычеркивания других из своей жизни насовсем по мелочам.
Проекция - обидчик сваливает свои проблемы на вас, как будто вы это сделали.
Искажение - при конфликте, абьюзер искажает происходящее, чтобы обвинить вас в своих действиях. Обидчик не будет брать на себя ответственность за свое поведение и вместо этого настаивать на извинениях от вас.
Манипуляция - угрозы, чтобы заставить ваш худший страх сбыться (такие как оставление вас, неверность или отвержение).
Карта Жертвы - когда все остальное терпит неудачу, обидчик «достает из рукава» карту жертвы, чтобы получить сочувствие и далее контролировать ваше поведение.
Вербальное насилие. Проявления:
Крайности в громкости и тоне голоса - один из способов состоит в том, чтобы увеличить громкость при помощи крика, ора, ярости. Второй - полное молчание, игнорирование и отказ отвечать.
Устрашающие слова - обидчик ругается и использует угрозы, когда вы отказываетесь делать то, что они хотят.
Напряженная манера речи - это аргументация, соперничество, сарказм и требовательность. Обидчик часто перебивает, пересказывает, утаивает ключевую информацию, и допрашивает.
Личные нападки - распространенные примеры включают критику, обзывательство, насмешливые ответы, клевета, ругательства и осуждения.
Отсутствие извинений - обидчик отказывается брать на себя ответственность, становится враждебным, обесценивает или отвергает ваши чувства, лжет и легко забывает обещания или обязательства.
Игра в обвинения «Кто виноват?» – все, что идет не так, - это ваша вина. Обвиняет вас в том, что вы слишком чувствительны, чрезмерно критичен к вашим реакциям, преувеличивает ваши чувства и выступает против ваших мнений.
Запугивание - типичные высказывания включают: "если бы ты только..., тогда мне не пришлось бы быть таким», ” ты шуток не понимаешь“,” проблема с тобой... “ и " этого (оскорбления) на самом деле не было.”
Эмоциональное насилие. Проявления:
Придирки - все, что важно для вас сводится к минимуму по сравнению с повесткой дня обидчика. Он принижает ваши достижения, стремления или личность перед другими. Поддразнивание или сарказм обычно используются для унижения и издевательства.
Смущение / стыд - обидчик делится личной информацией без вашего согласия, относится к вам как к ребенку или выставляет какое-то позорное событие. Постоянно напоминает вам о ваших недостатках, часто в пассивно-агрессивном ключе.
Повышенная тревожность - легко стать тревожным, когда спрашивают о каждом движении, мотиве или склонности. Вы чувствуете себя подавленным от чрезмерной ответственности, которую абьюзер сваливает на вас. Он также ожидает, что вы бросите все, чтобы "поднять ему настроение".
Чрезмерные обвинения - обидчик утверждает, что он должен быть самым важным человеком в вашей жизни. Заботиться о себе - эгоистично с вашей стороны.
Беззащитность и ненадежность - вас «подгоняют» под нереалистичный, недостижимый или неустойчивый стандарт. Затем, когда вы терпите неудачу, абьюзер обращается с вами как с низшим существом.
Слияние - рассматриваетесь как продолжение обидчика, а не отдельное лицо.
Отчуждение - принижение друзей и семьи, превращение ваших социальной деятельности в кошмар (он же будет удивительно очарователен в своих социальных контактах).
Гнев / страх - обидчик создает гневную реакцию, действуя незрело и эгоистично, но затем обвиняет вас в таком поведении. Использование запугивания, угроз, устрашающего поведения или уничтожения заветного имущества.
Враждебность / неприятие - преследование в доме и вне его. Отказ признавать ценность, удерживая любовь или близость, создает угрозу отвержения.
Экономическое насилие. Проявления:
Запрещенный доступ - к деньгам, счетам или имуществу, чтобы создать зависимость от абьюхера в отношении еды, одежды, жилья и предметов первой необходимости. Обидчик ведет секретные счета в различных финансовых учреждениях. Опустошает счета без ведома.
Воровство - кражи, обман или отнятие семейного бюджета и ожидание, что никто ему не возразит.
Собственность - требует, чтобы все финансовые подарки, активы или наследства были записаны на его имя. Открывайте банковские счета на свое имя, не давая доступа к записям. Аннулирует страхование жизни, здоровья, автомобиля или дома без вашего предварительного ведома и согласия.
Зарплата - заставляет передавать вашу заработную плату на свой счет и и хранить средства там же.
Счета / Кредит - открывает все счета или кредитные карты на ваше имя. Активы - на его имя, но долг - на ваше имя. Снимает денежные средства с карт без вашего ведома и портит ваш кредитный рейтинг.
Налоги - фальсифицирует налоговые записи, чтобы показать большие сокращения налоговых льгот и ожидает, что вы подпишете документы без вопросов.
Бюджет - ставит вас на строгое пособие с невозможным "бюджетом", тем самым настраивая вас на неудачу. Предусматривает наказание за трату в виде словесного, физического, сексуального или эмоционального насилия.
Карьера - запрещает вам зарабатывать деньги, посещать занятия или продвигаться по карьерной лестнице.
Работа - вмешивается в рабочую среду, позвонив вашему начальству. Настаивает на том, чтобы иметь доступ к рабочим электронным письмам и календарю, зная подробности о работе, что является чрезмерным, непрофессиональным и нарушает конфиденциальность. Беспокоит вас во время работы (визиты без предупреждения, чрезмерные телефонные звонки или текстовые сообщения, чтобы негативно повлиять на работу).
Сексуальное насилие. Проявления:
Груминг - формирование доверительных отношений, призванный застать вас врасплох, создать чувство трепета и проверить, подчинитесь ли вы.
Яростная ревность – требует, чтобы вы рассказали все о ваших предыдущих сексуальных партнерах. Затем использует эту информацию, чтобы назвать вас «шлюхой». Частые обвинения в том, что вас привлекают другие, вы флиртуете, выставляете напоказ свое тело и обманываете.
Тактика принуждения - использование домогательств, чувства вины, стыда, вины или ярости, чтобы принудить вас к сексу. Он ворчит, «обижается», становится раздражительным, пока вы не уступите.
Угрожает изменой - напоминает о возможности измены для того, чтобы запугать вас и принудить к половым актам.
Разжигание страха - вы подчиняетесь нежелательным половым актам из страха, что вас ударят, оставят, унизят, накажут, предадут или вычтут деньги.
Отказ в сексе, «изъятие» секса из отношений - некоторые абьюзеры полностью «изымают» весь секс из отношений без причины. Любые просьбы о сексе встречают насмешками, и чрезмерными оправданиями воздержания.
Ультиматумы - для обидчика ваше тело принадлежит ему, а его тело - тоже ему. Ультиматумы включают требования похудеть, ухаживать определенным образом, принудительную беременность или аборт, а также запрет на грудное вскармливание.
Разрушение принципов - ваши прежние сексуальные стандарты уничтожаются. Например, участие в порнографии, проституции, наличие нескольких партнеров одновременно или секс с животными было полностью исключено, но теперь это становится приемлемым.
Изнасилование - определяется изнасилование как "проникновение, независимо от того, насколько незначительное, во влагалище или анус любой частью тела или предметом, или оральное проникновение половым органом другого человека, без согласия жертвы на это.”
Унижающие достоинство действия - унижение с точки зрения свидетеля. Абьюзер не будет рассматривать эти действия как унизительные, но вы можете. Вот несколько примеров: мочеиспускание на человека или принудительный секс в общественных местах.
Садистский секс - есть две формы садистских половых актов: мягкий (также известный как S&M) и жестокий, который может привести к смерти. Мягкие примеры включают в себя ролевые игры "хозяин-раб", обездвиживание вас с помощью наркотиков или алкоголя, введение боли (порка) во время секса, ограничение вас клеткой, завязывание глаз или зажим половых органов. К серьезным примерам относятся: физические избиения, удушение, психологические пытки, поджигание, порезы, нанесение ножевых ранений, вампиризм и убийство до, во время или после секса.
Моральное насилие. Проявления:
Дихотомическое мышление - абьюзер делит людей на два типа. Те, кто с ним согласен, и те, кто не согласен. Высмеивает, принижает и демонстрирует предубеждение по отношению к другим убеждениям.
Элитизм - отказывается общаться с людьми или группами, которых он считает нечистыми или нечестивыми.
Подчинение - требует, чтобы вы полностью приняли его точку зрения. Здесь нет места для разногласий или сомнений в его авторитете. Оскорбления, наказание и игра «в молчанку»-это обычные маневры для достижения согласия.
Навешивание ярлыков - люди, которые не соблюдают их убеждений, рассматриваются как непослушные, упрямые, лишенные веры, упрямые или враги.
Публичная исполненительность - требование совершенства и счастья во все времена. Религиозная деятельность, такая как посещение церкви, имеет крайние требования, чрезмерные ожидания и жесткость.
Жесткое соблюдение законов - строгое соблюдение правил и предписаний абьюзера сопровождается абсолютными утверждениями даже незначительных вопросов, - таких как цвет волос или стиль. Несоблюдение этого требования сопровождается суровой дисциплиной.
Слепое повиновение - ожидаемо. Абьюзер заменил религию собой, и люди должны поклоняться ему.
Злоупотребление властью - использование положения или полномочий для потворства своей личной выгоде, которая часто является финансовой. Оправдывает свое поведение, говоря, что он этого заслуживает.
Обман, мошенничество, махинации - совершение уголовных проступков или сокрытие преступлений других лиц. Это включает в себя сокрытие сексуального насилия, физического насилия, финансовых преступлений и проступков.
------------------------------------------------------
Напоминание: этот список является отправной точкой для обсуждения. Есть много других способов, которыми человек может быть подвергнут насилию, таким как применение насилия сотрудниками ОВД, насилие над пожилыми людьми и неудовлетворение основных потребностей. Если вы испытываете насилие над собой, пожалуйста, обратитесь за помощью к специалисту.